Я не упускаю случая культурно обогатиться, общаясь с людьми других этносов, - Таусолтан Узденов
В рамках Школы межэтнической журналистики прошла встреча студентов с и. о. ректора Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева Таусолтаном Узденовым.
Главной темой обсуждения стали межнациональные отношения. В ходе беседы ректор рассказал о традициях, поддерживаемых в вузе, об интересных случаях из своей студенческой жизни, поделился новостями, связанными с новыми проектами, задачами, а также дал полезные жизненные советы.
- Расскажите, пожалуйста, о задачах университета в вопросах межэтнических отношений.
- В КЧГУ понимают актуальность этого вопроса. Наш университет должен выступать гарантом мира, взаимоуважения и популяризации уникальной культуры народов Карачаево-Черкесии. Для нас это не пустой звук. Наша стратегическая задача состоит в том, чтобы во время процесса обучения, совместной исследовательской деятельности, системно работать, прежде всего, над гармонизацией межнациональных отношений. Для нас в приоритете. Поэтому не только на наших специальных мероприятиях, посвящённых этой теме, а их очень много, но и во время любых других образовательных, научных мероприятий, мы всегда держим это в уме. Говорим об этом.
Мы не должны быть субъективными, но каждый из нас является представителем какого-то этноса, а значит какой-то культуры, системы мировоззрения. Лично я, являясь карачаевцем, рос именно на традициях воспитания карачаевского народа. При этом я отношусь к людям другой национальности и культуры с большим интересом. Ведь я могу приобщиться, увидеть знакомые мне вещи, но с другого ракурса. Это расширяет мои горизонты, моё понимание мироустройства. Я не упускаю случая культурно обогатиться, общаясь с людьми других этносов.
- Хотелось бы спросить, как на сегодняшний день вы оцениваете работу студенческого совета?
- Знаете, я очень критично отношусь и к себе, и к другим, и к тем процессам, к которым я имею отношение. И сказать, что я удовлетворен… У нас нет такого направления в ВУЗе, где всё было бы замечательно. Во всех направлениях есть зона роста, и, конечно же, в студенческом самоуправлении тоже есть.
Самая большая наша проблема – отсутствие системности. Ребята молодцы, что запустили Школу студенческого самоуправления, причем не формально, а на деле. Выстроено взаимодействие, школа работает. Но вот системности на плановой основе, мы пока только учимся. Я сторонник проектного подхода. Что означает проектный подход? Например, мы захотели реализовать какой-то проект. У нас есть ограниченные ресурсы, начало и конец, поставленные цели. После окончания мы его закрыли, взялись за другой проект. Вот такой системности я стараюсь учить ребят, которые с вами работают.
Есть еще один момент, который меня не устраивает. Это продолжается всё время, не знаю, может эта такая специфика любого ВУЗа, и нашего тоже. Не все студенты, поступающие в наш университет, ориентированы, мотивированы на самосовершенствование, на изменение себя и мира вокруг себя.
У них мотивация на невысоком уровне. Главная задача института самоуправления – втянуть максимальное количество студентов в эти процессы. У нас получается так, что выбирают 20-100 человек, самых активных со всего ВУЗа. И волонтёры - они, и на зарядку - они, и на конференции - они, в Школу журналистики - они. Для решения отдельных проектов это нормально. Эти студенты уже заточены на результат.
Они всё знают, организованы и дисциплинированы. Но не должно быть так. Для успешного решения задачи это подходит, но стратегически нужно охватить максимальное количество студентов. Охватить 100%, и даже 150%, подключая близкий круг студентов. Надо формировать не только университетское пространство, но и пространство вокруг него. Мы будем и дальше над этим работать.
- Хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня к нам пришли и задать следующий вопрос. В нашем университете межэтнические отношения довольно тёплые. Но если рассматривать вопрос в целом, что должна делать молодёжь, чтобы не возникали конфликты на межэтнической почве?
- Всё зависит, наверное, от изначального настроя. Настрой изначальный где должен формироваться? Достаточно спорный тоже момент. Психологи, наверное, скажут, что в ВУЗе этим уже бессмысленно заниматься, и личность формируется уже в детском саду, школе, семье и т.д. Личность, уже ориентированная, сформировавшаяся, со своими ценностями, имеющая какие-то национальные, классовые взгляды. Такую личность сложно, почти невозможно изменить. Но я считаю, что если целенаправленно работать, то человека можно изменить. Возвращаясь к вопросу о том, как наши изначальные установки могут повлиять на наше будущее. Я побывал более 40 раз в других странах, и везде встречал некие стереотипы.
Со стереотипами у нас в университете я тоже встречался. На самом деле, где бы я не был, – в горном Дагестане, в Азербайджане, в Грузии, на Ближнем Востоке, в Африке, в Юго-Восточной Азии, в Турции, Европе, везде старался находить общий язык с местными. Этнических контактов у меня было достаточно. Не было такого, чтобы ко мне относились предвзято из-за моей национальности, моего языка или моих религиозных взглядов.
Я нигде не пытался казаться кем-то другим, не скрывал свою нацию и свое вероисповедание, язык. И нигде, ни разу, почти ни разу, не сталкивался с предвзятым к себе отношением.
Да, я допускаю, что это есть, предвзятое отношение существует, но в 90% – это отговорки, люди так прикрывают, например, что не смогли учиться в других местах, или плохо относились к занятиям, или плохо себя вели. И формируют у себя и других людей такие нехорошие установки. Я более полугода был в Африке, учился там. Программа там была обширная, мы учились, общались.
Были ребята из США, Европы, и из России. Когда я приезжал, надевал их одежду. Они приглашали меня в свои дома и нормально ко мне относились. Как к своему. День-два относятся как к гостю, а потом как к своему. Люди чувствуют искренность.
- Как вы относитесь к тому, что отдельные представители этносов возвышают себя над остальными?
Не самым лучшим тоном, наверное, во всех культурах считается, когда люди сами себя хвалят. Когда мы говорим, что мы такой народ, самый лучший, неважно какой народ – русский, карачаевский, абазинский, когда мы говорим, что наша семья самая благочестивая, - это не самый лучший тон. Это не лучший показатель нашего воспитания. Мне все время дома говорили: никогда не хвастайся, никогда не говори, что твои предки вот такие. И себя не хвали. Если ты по-настоящему достойный, то найдутся люди, которые скажут: «Да, действительно, он достойный сын своих родителей, он достойный сын своего народа». А как только ты сам говоришь, что ты достойный, то это уже минус 50% твоего достоинства. Сказав это, ты уже наоборот показываешь отсутствие воспитания.
- На ваш взгляд, какие проблемы межнациональных отношений являются самыми острыми?
- Во всех государствах, всех больших многонациональных странах всегда были противоречия. Эта проблема всегда есть и никуда не уходит. Как, сохраняя, прежде всего этническое, культурное лицо каждой национальной группы, сплотить гражданское общество в стране? С этой проблемой сталкиваются все большие полинациональные государства. Но бывает и такое, что определённые лица хотят настроить одни народы против другого и решать свои мелкие задачи.
Как правило, у многонациональных государств богатая история, уникальный опыт межнационального взаимодействия, но и не очень хорошие моменты тоже бывают. И когда возникают проблемы внутри или с внешними врагами, из глубин истории можно вытащить что-то хорошее, а можно и плохое. Получается так, что межнациональные отношения испорчены на долгое время, возникают опять же стереотипы, а если ещё и государство здесь влияет, то это очень сложно. Наша задача, как сознательных и готовых к диалогу людей - сохранить мир и взаимопонимание на земле, где мы веками живем бок о бок.
Диана Каппушева
21.11.2023