Музей первого профессионального художника из народа мари

Музей первого профессионального художника из народа мари

Козьмодемьянск – это административный центр Горномарийского района в Республике Марий Эл. Люди здесь поселились около 30-40 тысяч лет назад. Представляете какой объём культурного наследия завещал нам – своим потомкам – горномарийский народ? Главным учреждением в Козмодемьянске, сохраняющим эту бесценную информацию и артефакты, является Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева. Приглашаю вас на экскурсию вместе со мной.

Первый профессиональный художник из народа мари

Музей находится в бывшем купеческом особняке, который был построен во второй половине XIX века местным богатым лесопромышленником Александром Михайловичем Пономарёвым по адресу Лихачёва, 10. В то время дом стал самым роскошным частным владением в Козьмодемьянске. Когда купец обанкротился, постройка перешла в собственность городской управы. В разное время здесь располагался то театр, то магазины. Сейчас – музей.

Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева называют «Малой Третьяковкой на Волге». Во-первых, потому что здесь собраны уникальные живописные полотна великих русских художников XVIII-XX веков. А во-вторых, потому что основатель музея – первый профессиональный художник из народа мари Александр Григорьев.


Фото Александра Григорьева, его рисунок – портрет Ильи Репина, вход в музей в наши дни

На первом этаже – краеведческие экспозиции музея, которые посвящены Горномарийскому краю. Здесь истории города Козмодемьянска, представление его народа, природы, музыкальных инструментов и типографии. На втором этаже – картинная галерея.

Кроманьонец и братья его меньшие

Леса – одно из главных богатств всего Марийского края. Природно-ландшафтные памятники использовались в народе в качестве места проведения ритуалов марийской традиционной религии. Уголок природы показывает, какие животные и птицы населяют местный лес: волки, медведи, лоси, глухари, тетерева, куницы, барсуки. Часть экспозиции, относящаяся к древней истории края, особенно привлекательна за счёт присутствия кроманьонца. Безумно интересно посмотреть на человека, который жил здесь 30-40 тысяч лет назад.

Кости животных были найдены в Горномарийском районе и привезены по просьбе основателя музея Александра Григорьева. По этим останкам учёные поняли, что здесь водились не только мамонты, но и буйволы, шерстистые носороги.

Гусли, балалайки и скрипки

В Козьмодемьянске долгое время существовала музыкальная школа по изготовлению струнных музыкальных инструментов: гуслей, балалаек, скрипок. Продукция ценилась очень высоко и рассылалась по всей России.

Горномарийцы очень ценили именно гусли. У народа здесь существует легенда: пока играют горномарийские гусли, никогда горномарийский народ не исчезнет с планеты.

Фарфор России и Европы

Марийские земли никогда не славились изготовлением фарфоровых изделий, но в музее в Козмодемьянске большая коллекция этих образцов декоративно-прикладного искусства. Откуда же они? Всё дело в том, что основатель музея Александр Григорьев был при распределении конфискованных богатств у аристократии в Москве и Санкт-Петербурге. Ему удалось заполучить многое: Европейский фарфор, посуда, произведённая на Императорском фарфоровом заводе, предприятии А.Г. Попова, заводе Ф.Я. Гарднера, Русских фарфоровых заводов середины XIX века, Дулевского предприятия, Московского экспериментального фарфорового завода «Изолятор», а также Товарищества М.С. Кузнецова.

На фарфоре XVIII-XIX веков изображены пейзажи, традиции, ценности, литературные персонажи, моды и причёски того времени.

7 церквей и 3 часовни

В раннем Козмодемьянске люди жили в деревянных домишках. Первыми поселенцами стали стрельцы, пришедшие сюда по указу Ивана IV. Говорят, что Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, остановился на ночевку на правом берегу Волги. Место ему настолько понравилось, что он решил здесь основать город. Царь любил и уважал святых, братьев-врачевателей Косму (или Козьму) и Дамиана, и в их честь назвал город Козьмодемьянск. В дальнейшем город хотели переименовать в Ленинск на Волге, но Александр Григорьев сделал всё возможное, чтобы этого не случилось.

В городе было 7 церквей и 3 часовни. В экспозиции представлена реконструкция Козмодемьянска глазами немецкого путешественника во второй половине XVII века, который проезжал по Волге мимо военного города, построенного на высокой горе.

Первая марийская газета – русская

Следующая экспозиция посвящена Козьмодемьянской типографии. Она была основана купцом Г.П. Зубковым. Оборудование и первых рабочих он привёз из Казани. Небольшой печатный станок назывался «Бостонка», на котором работало несколько человек: один – поднимал, второй – закладывал, третий – промазывал краской. Так получалась газета. Первая, изданная в марийском крае – «Наш край». На русском языке. Кроме периодики, печатали также пригласительные, счета, накладные. Типография просуществовала долгое время, до распада СССР.

Здесь же есть очень интересный экспонат – аппарат для тайного голосования. Он подобен шахматам: имеет чёрную и белую сторону. На тёмной – надпись «против», на белой – «за». Голосующие опускали в аппарат шар. Металлический колпак закрывал от посторонних глаз движения рук респондента. Механизм даже автоматически подсчитывал результаты. Счётчик был заперт до окончания процедуры голосования.

«Малая Третьякова на Волге»

Второй этаж музея «Малая Третьякова на Волге» – коллекция работ известных русских художников второй половины XIX-XXI веков, а также картины западноевропейских мастеров. Музей с художественной коллекцией был открыт 7 сентября 1919 года. Это был один из первых музеев в Поволжье, созданный в революционные годы. В настоящее время в художественной коллекции свыше 1300 произведений живописи (И. Айвазовский, К. Маковский, И. Творожников, А. Корзухин, В. Поленов, Т. Нефф, Ю. Клевер, К. Коровин, А. Архипов, Н. Фешин и др.), более 1750 графических работ.


ФОТО 10

Экспозиции, построенные по хронологическому принципу, представляют различные этапы развития живописи: искусство эпохи классического академизма, живопись второй половины XIX века, живопись рубежа XIX-XX веков, живопись советского периода, современное марийское искусство, а также западноевропейская живопись.

 

Анастасия Васькина
Фото автора,
Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева

20.11.2023