Прогулки по "этносферам" Измаила Ефимова

Прогулки по "этносферам" Измаила Ефимова

Йошкар-олинский художник создаёт полотна, вдохновлённые культурами мировых цивилизаций: от майа до финно-угров.

 Мне посчастливилось побывать на выставке «Этносфера Измаила Ефимова» в Республиканском музее изобразительных искусств в Йошкар-Оле. Уже на входе в зал тебя окутывает атмосфера таинственности культуры финно-угров. Преобладание тёмных цветов на картинах создают волнительное ощущение глубокого погружения в особенную историю…

Глазами экскурсовода

Экскурсовод Республиканского музея изобразительных искусств Аксиния Сергеева любезно согласилась стать нашим «проводником» в творческий мир художника.

Знаю, что в музее организуют выставки по заявочной системе. Измаил Ефимов также обращался к вам с желанием экспонировать свои работы?

– Да, его заявка была подана ещё в прошлом году.

Какие люди посещают эту выставку?

– Самые разные. Встречаются и дети, и молодые, и люди средних лет, и пожилые. Интерес к выставке отталкивается от восприятия того или иного искусства. Кто-то может смотреть только реалистичную живопись. Таким людям воспринимать работы Измаила Ефимова сложно. Тут символика, своя определённая цветовая гамма. Заметила, что посетители из числа народа мари здесь чувствуют, что художник действительно смог отобразить корни этноса в своеобразной форме. Те, кто хорошо знаком с культурой, чувствуют, что художник смог передать глубину истории народа в своих картинах.

Как понять, что Измаил Ефимов это горномарийский художник?

– Лейтмотивом в его картинах является горномарийский пояс. Узнаваемая цветовая гамма присутствует во многих картинах. Он начал работать в этнической тематике в 90-е годы. Работы на выставке размещены по сериям, поэтому можно увидеть, как постепенно формы перерождаются и приобретают новые значения, новую символику.

  Художник отображает только горномарийские корни в своих работах?

– Нельзя говорить, что картины Измаила Ефимова полностью отражают культуру народов мари. Он смешивает разные культуры. Он изучает историю многих древних народов. Конечно, речь не только о мари. Другие финно-угорские народы, этносы, которые проживали и в Южной и Северной Америке. Его привлекают мировые цивилизации. Художник погружается в культуры египтян и племени майя. Он находит культурные связи разных народов. Например, у мари сохранились языческие верования, связанные с почитанием духов природы. Мари убеждены в существовании божеств, которые помогают народу, защищают его. Через деревья они общаются с этими богами. Ассимилируя в своих работах знания древних миров, художник создаёт свои работы.

Проскальзывают в его живописи орнаментальные элементы, свойственные для вышивки, которой славится культура мари в декоративно-прикладном искусстве. Какие-то символики различные, например, «тамга» (родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот). Люди, когда не было письменности, могли общаться между собой так – знаками.

Какая работа на выставке лично вам нравится больше всего?

– На самом деле, картины Измаила Ефимова мне нравятся настолько, что я не могу выделить какую-то одну. В каждой серии есть своя интрига, своя загадка. Потому что художник изучал древние артефакты. Например, посмотрите на работу «Пробуждение». Какие у вас ассоциации?

Кости.

– Да, костяные изделия. Древние народы занимались резьбой по кости и создавали различные амулеты и обереги. Художник, посещая исторические музеи, наблюдал за предметами, найденными археологами. И он воплощает их в своих картинах. По-своему предавая эти образы и формы. Есть работы, написанные под впечатлением от древних орудий. То, чем сражались древние народы: мечи, защитные латы, элементы подков для военных лошадей.

Что сам Измаил Ефимов говорит о смысле своего творчества?

– Он уверен, что каждый, кто изучает его картины, может увидеть что-то своё. Он может сказать только то, что его вдохновило на работу, но каждый должен увидеть своё, изучить, почувствовать эту картину.

Есть ли другие художники, подобные Измаилу Ефимову?

– Нет, потому что Измаил Ефимов постоянно в поисках. Здесь показаны древние люди, артефакты, которые находились при раскопках, тотемные символы. Потом он понял, что хочет работать более условным языком. Через символическую систему. Например, есть и мозаичные работы. Он закончил университет по специальности художник-монументалист, поэтому знает, что такое мозаика и как с ней работать. В этой технике он выстраивает персонажа и не даёт ему конкретной формы. Например, тут охраняющий поле дух, защитник.

Чем лично мне и так нравится этот художник: он постоянно работает над собой. Бесконечно в поисках форм выражения. Где-то более понятные вещи, где-то можно призадуматься, где-то есть энергетический выплеск художника. Здесь – энергия скопилась и выплеск получился таким. Картон.

Здесь – каких-то конкретных форм совершенно нет, но можно увидеть морды лошадей, пожар или вообще людей, идущих куда-то.

Те, кто знаком с культурой мари, финно-угорских народов, они чувствуют, где какие элементы художник берёт.

Прекрасная работа называется «Отчаяние».

Не могу сказать, что она самая любимая, но по пластике она прекрасна. Минимум деталей. И вот оно – отчаяние. Форму человеческого тела художник не пытается передать. Только белый цвет. И вот красный. Эта линия так хорошо передаёт состояние отчаяния человека. Художник написал эту картину под впечатлением от работ Пабло Пикассо. Он уходил от реалистичных форм и придавал своим произведениям такие – условные. Но человеческое состояние он смог явно передать. Используя цветовую гамму, характерную для традиционной марийской вышивкию. И белый фон, и красная нить, и золотые «монетки» присутствуют. Как будто бы это – расшитое полотенце, преобретающее форму человека в отчаянии.

Вы сказали о Пикассо, а ещё кем-то из художников вдохновлялся?

– Творчеством Василия Кандинского. Многие работы Измаила Ефимова такие же «мелодичные», как у Кандинского. Последний вырабатывал свою теорию цвета, восприятие через условные знаки. Например, работа «Рождение Этноструктуры» – есть этнографический этюд, написанный по мотивам творчества Василия Кандинского. Но на передний план мы видим вновь выставление элементов мозаики. Это вдохновлено древним артефактом из Мордовии. Женщины использовали этот предмет, когда шли работать в поле. Переноска для детей. Плетёная, обшитая лоскутным одеялом.

Этому полотну художник вообще не дал названия. Сам Измаил Ефимов говорил, что его вдохновили работы Малевича. Знаем, тот тоже экспериментировал с цветом и формой. Это загадочный его чёрный, красный, белый квадрат, кресты и круги. Целая серия работ, которая хранится в коллекции Русского музея. Здесь художник сделал свою форму абстрактного искусства, добавив мотивы горномарийского народа, мы видим полосы, свойственные для горномарийских поясов и отпечаток кружева.

Здесь работы самые свежие, написанные в 2020-2023-х годах.

Они отличаются полностью по цветовой гамме, по выражению от ранних более ранних картин мастера. Здесь больше ярких элементов, появляются узлы, которые переплетаются между собой. Художник, как предвестник, показывает, что в жизни страны может что-то поменяться, могут произойти события, которые повлияют на жизни людей. Например, работа «Предчувствие», написанная в январе 2022-го года. Глядя на эту картину, можно понять, что художник чувствовал, какие события будут сопровождать нашу страну в ближайшее время. Как этот комок гнева, злости человеческой прокатится по всему миру, и как он будет отражаться.

Либо работа «Агрессия» – здесь он показывает не своё гнев, а именно ненависть человеческую. И к чему она может привести. По мнению художника, к уничтожению истории, к «исковеркиванию» исторических событий и, конечно же, к тому, что люди утратят между собой связь. Измаил Ефимов как бы говорит нам, что все народы связаны между собой. Все мы имеем одного давнего предка, который и объединяет культуры, разделённые даже на разных материках, они связаны между собой, и это не стоит забывать.

Глазами посетителя

 Среди посетителей выставки мне также удалось поговорить со студентом 2 курса факультета общей психологии Марийского государственного университета Александром Глоком. Молодой человек поделился впечатлениями о выставке:

 – Это своеобразный глоток свежего воздуха для меня в среде однообразных картин, изображающих пейзажи и портреты. Больше всего меня впечатлил подход Ефимова к формам и цветам. Я не видел такого ни на одной выставке, хотя посетил я их немало. Также я бы отметил особенности построения перспективы. Цвет в работах Измаила Ефимова – это невероятное воплощение его эмоций. Эксперимент. И эксперимент удачный. Любуюсь его отсылками ко всей финно-угорской культуре.

 

Глазами молодого журналиста 

Визуальные работы художника захватывают воображение, погружая зрителя в удивительные миры различных народов и их уникальные ритуалы. Каждая картина на выставке «Этносфера» отражает глубокое понимание и уважение к этнокультурным особенностям всех без исключения. Ефимов смело исследует различные темы: от ритуалов и обрядов до традиционной одежды и символики. В его работах можно увидеть яркие краски, сложные узоры и замысловатые детали, которые создают атмосферу таинственности и великолепия.

Впечатляют не только работы Измаила Ефимова, но и его регалии. Он – народный художник Республики Марий Эл. Это свидетельствует о его огромном вкладе в развитие и продвижение искусства в этом регионе. Также он носит звание заслуженного художника Российской Федерации, что подтверждает его значимость и признание на федеральном уровне. Кроме того, Измаил Варсонофьевич – герольдмейстер при Президенте Республики Марий Эл. Эта должность свидетельствует о его значимой роли в культурной и исторической сфере региона. В этом статусе он выполняет функции главного символического и геральдического советника Президента, а также занимается созданием и разработкой гербов, флагов и других символов республики (на фото герб и флаг Марий Эл с 1997 по 2011 год его авторства).

Такая должность требует не только высокого профессионализма в области искусства, но и глубоких знаний истории и традиций региона. Измаил Варсонофьевич справляется с этими задачами блестяще, придавая гербам и флагам Республики Марий Эл особую символическую значимость и величие. Иными словами, перед нами далеко не просто выдающийся художник, а человек государственный. Несмотря на это не растерявший буйство творческой свободы и яркости свободных образов вне рамок.

Екатерина Степанова
Фото автора,
Республиканского музея изобразительных искусств,
со страницы художника в соцсети https://vk.com/izmail1946

19.11.2023