"Единство и сотрудничество сильнее, чем любые различия"

"Единство и сотрудничество сильнее, чем любые различия"

«Не фанат» отечественного кино Артём Зелюкин проникся фильмом «Айта» (18+) благодаря разбору «феномена человеческой жестокости» от режиссёра.

Мысли

Режиссер фильма Степан Бурнашёв исследует явление человеческой жестокости с большой детализацией. Он обращает внимание на то, что люди часто не разбираются в ситуации, но готовы сразу прибегнуть к насилию, не понимая, что это не решит проблему. Конечно, ничто не вернёт Айту, но стоит ли множить человеческую трагедию?

Бурнашёв также показывает проблему национальных предубеждений, которые рано или поздно влияют на человека. Афоня, который приехал из Воронежской области в Якутию для заработка, становится подозреваемым в смерти девочки. Один из персонажей шутит: «Все русские одинаковые». Это может быть забавно, но в то же время страшно.

Феномен человеческой жестокости имеет множество причин и проявлений. Он может быть связан с психологическими факторами: такими как ненависть, зависть, низкая самооценка или даже просто желание контролировать и уничтожать других. Однако, важно понимать, что жестокость не является неизбежной частью нашей природы. Мы можем и должны стремиться к созданию мирного и сострадательного общества, где каждый человек ценится. Его уважают.

Национальная неприязнь, предубеждения не только разрушают индивидуальные жизни, но и способны вызвать социальные конфликты и напряженность в обществе. Вместо того чтобы поддерживать стереотипы и разделения, мы должны учиться понимать и принимать друг друга, осознавая, что наше единство и сотрудничество сильнее, чем любые различия.

Понимание феномена человеческой жестокости и национальных различий является важным шагом к созданию более гармоничного и справедливого общества. Мы должны стремиться к образованию, развитию эмпатии и расширению наших границ понимания, чтобы преодолеть эти проблемы и создать мир, где каждый человек может жить безопасно и свободно.

Сюжет (для тех, кто не боится спойлеров)

Всё действо происходит в небольшой якутской деревушке. Фильм начинается с трагического акта. В больницу попадает девушка по имени Айта, которая пыталась покончить с собой. У девочки в руке обнаруживается записка с именем Афоня и словом «ненавижу». Накануне трагедии школьницу подвозил до дома полицейский Афанасий. Он же Афоня. Человек нездешний и, по общему мнению местных, «какой-то не такой». Айта умирает в больнице, не приходя в сознание. В фильме очень мощно показано родительское горе, особенно, в сцене в больнице, когда из палаты вывозят тело девочки.

Народная молва, опережая следствие и правду, разносит по всем закоулкам слух о том, что Афанасий сделал с девушкой «что-то плохое». На него вешают ярлык педофила. Домыслы и страх распространяются со стремительностью степного пожара. В течение фильма на зрителя давит нагнетающая атмосфера, держащая в постоянном напряжении — серые, холодные тона, постоянный дождь.

Режиссёр и киновед Саша Иванов о признаках нео-нуара в фильме "Айта" (18+)

Спикер встретился со студентами ШМЖ в формате ВКС для разговора об этническом кино

– Очень хороший саспенс у фильма. Ощущение тревожности нарастающее, – отметил режиссёр, сценарист, киновед, куратор программ в образовательных кинопроектах, автор статей по истории кино Саша Иванов во время одного из наших занятий в ШМЖ. – В этом-то как раз и есть магия кино. Ведь сидеть у экрана и не отвлекаться может заставить далеко не любой фильм. «Айта» (18+) делает такую попытку. И вполне удачно с ней справляется. Снято с точки зрения операторской работы всё очень приятно. Классические планы. Ничего лишнего, что нас могло бы отвлекать именно от драматической составляющей. Чтобы держать «нерв». Всё очень аккуратно. Ощущение некоторого нео-нуара. Детектив. Дождь. Действие, которое происходит ночью или вечером.

Полицейского Афанасия отстраняют от работы и размещают в изоляторе временного содержания. Односельчане хотят совершить самосуд. Разъярённые жители готовы «казнить» Афоню. Едва ли не единственным, кто пытается сохранить рассудок, оказывается местный следователь Николай. Он, как блюститель закона, пытается всеми силами сохранить жизнь Афанасию. Совместно с главой якутского поселения Николай хочет перевезти подозреваемого в городское управление МВД, но не выходит… Постоянные дожди размыли дороги в деревне, а другим способом — на лодке по воде — тоже не вышло. Местные жители спустили по течению реки все лодки. Единственным персонажем, который верит в невиновность Афанасия, это его 20-летняя девушка — местная. Якутка. Она всеми силами пытается доказать землякам, что её парень не способен на то, в чём его обвиняют. Но жители уже негативно настроены и по отношению к ней.

Немаловажную роль в негативном отношении к полицейскому сыграл и Интернет. В Сеть кто-то выложил пост о том, что Афанасий якобы педофил. В комментариях люди желали ему смерти…

Времени остается всё меньше, горем убитый отец с единомышленниками среди местных мужчин решают напасть на полицейский участок, где укрывают Афанасия. Полицейские должны защищать подозреваемого, даже если их личное отношение к происходящему далеко не на стороне воронежского парня. Здание МВД обстреливают из охотничьих ружей. Финальный «аккорд»: решение снести постройку трактором.

Тем временем, единственная показанная в фильме женщина в форме, не держит оборону полицейского участка, а внимательно, кропотливо, пересиливая личное сочувствие к горю матери, хладнокровно собирает факты по делу. Майор Саргыы обнаруживает в доме Айты личный дневник со стихами о любви, посвященными Афоне. Следователь узнаёт от мамы девочки, что телефон покойной находится в ремонте. Но в нём же могут быть улики!

Получив в руки телефон, Саргыы обнаруживает видеозаписи, на которых Айта проводит время с молодым человеком из соседней деревни, которого и зовут Афоней... Со слезами на глазах мама девочки бежит к мужу, чтобы рассказать всю правду. Она успевает, буквально, преградив собой стену полицейского участка на пути трактора. Отец Айты выбегает из-за руля. Шум дождя… Мать Айты говорит. Отец погибшей девочки хватается за голову… Занавес... Но, не совсем.

В финале фильма показывают сцену уже в самом здании МВД. Картину всеобщего прощения со всех сторон этой истории. По мнению режиссёра, сценариста, киноведа, куратора программ в образовательных кинопроектах, автора статей по истории кино Саши Иванова, концовка весьма неудачная. Эксперт посоветовал нам оценить другую картину с похожим сюжетом, но более достойным, в плане кинематографического искусства, фильмом «Охота» (16+) 2012 года режиссёра Томасас Винтерберга.

– Герой актёра Мадса Миккельсона также несправедливо обвинён в педофилии, – рассказал Саша Иванов. – Но этот фильм – просто «разрыв»! Он так тонко построен. В фильме «Айта» (18+) же концовка не делает чести ни сценаристу, ни всему фильму.

Однако Саша Иванов отметил, что, в целом, якутское кино – это замечательный феномен в современном отечественном кино. Появляется много достойных картин, в Республике очень сильно поддерживают индустрию и приветствуют молодых режиссёров.

 Артём Зелюкин

19.11.2023