Понева, рубаха, завеска…. Что носили женщины Воронежской губернии?

Понева, рубаха, завеска…. Что носили женщины Воронежской губернии?

10 ноября в воронежской библиотеке-музее №24 имени П. Д. Пономарёва прошла экскурсия «История народного костюма Воронежской губернии».  Ее посетителям рассказали, в чем ходили крестьяне южно-русского пограничья и о чем именно свидетельствовала эта одежда.

В библиотеке-музее №24 имени Петра Пономарёва представлены подлинные народные костюмы Воронежской губернии. А в книге краеведа и коллекционера, в честь которого названа библиотека, можно подробно узнать о различиях крестьянской одежды в зависимости от места жительства владельца.

Главный библиотекарь библиотеки-музея Надежда Болдина поведала об общих особенностях народных костюмов Воронежской губернии. Они были весьма разнообразными, но в каждом преобладал южно-великорусский тип со своими местными отличиями. В основном одежду шили из домотканых материалов - холста, сукна, овчины, пестряди. Позднее стали использовать фабричные ткани. Воронежские крестьянки в зависимости от возраста и семейного положения носили разные типы одежды: замужние женщины – понёвный, а девушки – сарафанный.

Костюм замужних женщин – красиво и практично

Заведующая отделом библиотеки-музея Элеонора Шишменцева подробно рассказала о том, что носили крестьянки Воронежской губернии в конце XIX - начале XX века.

Костюм замужних женщин состоял из понёвной юбки, которая утягивалась сзади. Основная её часть была чёрной и разбивалась на красные или синие горизонтальные и вертикальные полоски. Они символизировали овраги, тропы, дороги и реки. Размер квадратов-клеток из полосок указывал на количество земельного надела в селе. По нижнему краю юбки вышивали оклад - полосу с ярким геометрическим орнаментом. Чаще всего он изображал растения, распространенные в этой местности. Верхней частью костюма служила рубаха. Шилась она длиной до пояса и из домотканой холстины. Рукава рубахи замужней женщины украшались ярко и богато. На них вышивали полики с разными узорами, выполненными из кумача, блёсток, бисера и цветных лент. Чтобы уберечь и сохранить юбку и рубаху, женщины надевали поверх туникообразную одежду – запан. Он имел два варианта: с рукавами и без. Также существовала и третья его разновидность – завеска. Но постепенно запан стал уступать место поясной одежде, яркому и нарядному фартуку, который отражал своеобразие нарядов воронежской крестьянки. Поверх всего костюма надевали пояс, который на концах был украшен покромками. В зависимости от традиций местности их носили по-разному: спереди, сзади или по бокам. Шею и грудь обязательно украшали бусами, надевали круговую монисту и грибатки из бисера.

Девичья одежда – просто, но со вкусом

Одежда молодых девушек сильно отличалась от костюмов замужних женщин. Она не была такой яркой, богатой и вычурной, но всё равно имела красивый внешний вид.

Основной частью комплекса девичьей одежды в Воронежской губернии был сарафан из тонкой шерстяной ткани чёрного цвета. Проёмы для головы и рук украшали полосками кумача и вышивкой. Низ был окаймлен красным поясом. Сзади сарафан имел запаренные фалды в виде гофр. Подпоясывали его либо вязаным кушаком, либо тканым из тонкой шерсти красного, малинового, зелёного и реже синего цвета. Девичья рубаха по покрою не отличалась от женской. Разница была только в декорировании и украшении поликов рукава, которые не ткали, а вышивали. Орнамент был беднее, но также имел символическое значение. Для его изготовления использовали тёмные, а не яркие цвета. Согласно народной традиции, девушка сама должна была вышивать рукава рубахи. Иначе её считали неумёхой и непряхой. Брать замуж такую девушку никто не хотел. Поверх рубахи надевали сарафан, затем его подпоясывали в талии вязаным кушаком. На шее носили круговой монист, сделанный из фарфорового бисера.

Головной убор – неотъемлемая часть костюма

В основном женщины носили кички, сороки, кокошники, платки и шали. Кичка имела очень древнее происхождение. Из-за этого почти все разновидности головных уборов, характерных для Воронежского края, относились к группе кичкообразных. Нижняя их часть состояла из твёрдой основы. Она придавала головному убору устойчивую и удобно сидящую на голове форму. Верхняя часть обшивалась яркими тканями различной формы. Кичка и сорока дополнялись бисерными подвесками, пучками-кистями из цветной шленки или шёлка. Женщины носили эти головные уборы по воскресеньям и праздникам – вплоть до рождения первого ребёнка. В пожилом возрасте было принято надевать только шали и платки. В редких случаях женщины носили кокошник. Его изготовлением могли заниматься только некоторые мастерицы, которые использовали дорогие материалы. Так кокошник в основном передавался по наследству от старших сестёр к младшим.

Любимым убором для девушек и женщин был платок, который очень удобен и практичен в использовании. Его носили не только как отдельный предмет, но и в сочетании с другими видами головных уборов. Замужние женщины надевали платки поверх кичек, а девушки – прямо на обнажённую голову. Платки завязывали спереди под подбородком или сзади на шее под затылком, носили на голове и на плечах. Женщины хранили в своих сундуках набор платков на все случаи жизни: для сенокоса, свадьбы, воскресенья, поминок и других.

Если женщинам было не принято ходить и работать с не покрытой головой, то девушкам это дозволялось. Они заплетали волосы в одну косу. Когда девушка выходила замуж, она заплетала не одну, а две косы, открытый тип головного убора менялся на закрытый. Это происходило после венчания и сопровождалось обрядами с причитаниями и песнями.

Обувь на все случаи жизни

Женская обувь – это чёрные зимние валенки и будничные кожаные башмаки. Для торжеств надевали праздничные черевики, которые обычно украшали бисером и медной подковой на каблуке. Носили сапоги, сделанные из лёгкой кожи и сукна. Их расшивали цветными узорами и украшали бисером, пуговицам и иногда жемчугом. Во время работы надевали поршни, которые изготавливали из одного куска кожи. Вся обувь, не имеющая голенищ, надевалась поверх шерстяных чулок. Они доходили до колена. Многие женщины окрашивали чулки в красный, малиновый и зелёный цвет. Подвязывалась обувь оборками из чёрной шерстяной пряжи.

Народные костюмы Воронежской губернии сочетали в себе красоту и рациональность. Свободная, в меру широкая, сшитая из прочной ткани одежда была хорошо приспособлена к выполнению в ней полевых работ и домашних дел. А праздничные наряды не отличались по покрою от будничных. Их в меру украшали вышитыми и вытканными узорами, художественной отделкой разными материалами. В умелых руках русских женщин домашняя холстина превращалась в драгоценное произведение отечественного искусства.

Яна Ромадова

Фото автора

18.11.2023