ЗАКОНЫ РОМА: ЖИЗНЬ ЦЫГАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ЗАКОНЫ РОМА: ЖИЗНЬ ЦЫГАН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Цыгане - удивительный, свободолюбивый народ. Песни, пляски, яркие наряды и громкие свадьбы - это всё о них. В России представители этого народа живут уже более пятисот лет. По данным переписи населения 2021 года, цыган в нашей стране 170 тысяч. А в Воронежской области это четвертый по численности народ в регионе.  

В отношении этого народа существует множество стереотипов: якобы, они занимаются криминалом, попрошайничают, гадают. Однако современные цыгане уже давно не соответствуют этому образу. Большая часть этого народа занята самым широким кругом дел. Многие из них - врачи, рабочие, артисты, учителя, юристы. А их дети уже давно ходят в школы и поступают в вузы. В современном мире бывает трудно даже отличить цыган от других национальностей. Они говорят по-русски практически без акцента и часто одеваются, следуя современным тенденциям моды. Однако цыгане до сих пор чтут свои традиции и придерживаются их.

«Для других мы, цыгане, все одинаковые»

Зачастую мы воспринимаем цыган как единый народ. Однако он включает в себя целый ряд этнических групп. Только на территории России насчитывается не менее 20 ярко выраженных народностей. Это русские цыгане, украинские сэрвы, венгерские ловари, румынские кэлдэрары, прибалтийские лотвы. «Цыгане существуют разные. Кто-то менее, кто-то более соблюдает законы таборной традиции. Есть различия и в языке. Но для других мы, цыгане, все одинаковые», - поделился Владимир Кучеренко, цыган, зампредседателя Совета общественной наблюдательной комиссии по соблюдению прав человека Воронежской области.

На территории Воронежа и области проживает около пяти цыганских этногрупп - сэрвы, влахи, крымы, котляры, кишенёвцы. Однако по численности больше всех украинских сэрвов. Николай Пиданов,  руководитель воронежской цыганской автономии АНО «Нэво дром», рассказал о взаимоотношениях между цыганами нашей области:

- В каждой этнической группе есть свои лидеры. Но у нас у всех общая цель - развитие и помощь представителям нашего народа. Мы друг друга уважаем по своим цыганским законам. Иногда встречаемся на личных и общественных мероприятиях.

До пятидесятых годов прошлого века значительная часть цыган кочевала. Владимир Кучеренко рассказывает: «В таборе было от 15 до 30 - 40 повозок. Они постоянно передвигались. Иногда останавливались. Люди работали: мужчины косили траву, лошадей держали, а женщины могли ходить гадать по рынкам. Такой был образ жизни». Однако 26 октября 1956 года Никита Хрущёв подписал указ, следуя которому цыгане вынуждены были осесть в какой-нибудь местности.

«Кочевье в этом законе было названо бродяжничеством и объявлено криминальным образом жизни, а за неподчинение закону грозило до пяти лет ссылки с исправительно-трудовыми работами. Такого документа, наказывавшего, по сути, за соблюдение национальных традиций, не знает история ни одной страны», - поделилась Надежда Деметер,  Президент Совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, в своем материале «Цыгане перестали кочевать не по своей воле». Однако благодаря этому указу цыгане устроились на работу, а их дети пошли в школу. Владимир Кучеренко считает, что кочевой народ начал жить, как и все люди, только со своим цыганским акцентом.

«Все решается внутри диаспоры»

Неотъемлемая часть жизни и менталитета цыган - их закон, то есть свод правил, которыми пользуются представители этого народа в отношениях друг с другом. Его понятия применяются и к людям, которые не принадлежат к цыганскому обществу. Несмотря на большое количество этногрупп народа и их расхождения во взглядах, в целом цыганские законы везде одинаковые.

Наибольшее количество правил связано с отношениями внутри цыганской общины. Здесь регламентируются практически все сферы жизни: начиная с выбора одежды и заканчивая тем, как необходимо общаться с другими членами общины. Например, женщина не должна перебивать мужчин или вмешиваться в их разговор. Также есть и не совсем привычные для нас правила: первым в помещение всегда должен заходить мужчина, а женщина - после него. «Если она пойдет вперед, то это будет показатель отсутствия уважения. Это не карается, но мнение сложится не самое хорошее о женщине», - рассказал Владимир Кучеренко. Правила распространяются и на внешний вид. Например, цыганки в основном надевают прямые длинные юбки и закрывают оголенные части тела. Но Владимир Кучеренко считает, что всё зависит от представлений этнических групп народа и современного мира в общем.

Что касается разрешения споров между представителями этой национальности, то здесь тоже своя система. «Если возникает какая-то конфликтная ситуация между цыганами, то собираются уважаемые люди нашей общины. Что-то типа цыганского суда. Барон со своими единомышленниками добиваются справедливости. В основном все решается внутри диаспоры», - рассказал Владимир Кучеренко.

Однако если конфликт не устранен цыганским судом, то стороны могут обратиться, например, в правоохранительные органы. Ведь Конституция Российской Федерации стоит выше цыганских понятий. Владимир Кучеренко объясняет: «Мы живём в России, поэтому не можем не следовать её законам».

От раннего брака до многодетной семьи

Громкая свадьба - одна из традиций цыганского народа. До сих пор этот праздник отмечают несколько дней. Это событие включает в себя много традиций, и о нем существует множество стереотипов.

В обществе часто можно встретить суждение, что цыгане обязательно заключают ранние браки. Однако это не совсем так. «У сэрвов эта традиция не практикуется. А вот котляры в 13–14 лет уже женят сыновей и выдают замуж дочерей», - объяснил Владимир Кучеренко. Однако традиция подбирать пару своему ребёнку осталась. Родители могут знать, у кого дочка подрастает, а у кого сын. Именно поэтому семьи часто стремятся породниться, посвататься между собой. «Дети воспринимают выбор родителей как должное. Мы, правда, перед сватовством даём им время пообщаться и узнать друг друга, - добавил Владимир Кучеренко. - Браки «поневоле» заключают очень редко».

Одно из обязательных правил на свадьбе: жених и невеста сидят отдельно. Зачастую даже не разрешается смотреть друг на друга. Ещё одной необычной для наших дней традицией считается проверка невинности невесты. На следующее утро после свадьбы молодожёны демонстрируют простынь, на которой должна быть кровь. Если постельное бельё чистое – это позор для семьи, а вот если следы есть – девушку одаривают дорогими подарками.

После свадьбы  молодожёны остаются жить в доме родственников мужа. Здесь начинается семейная жизнь. Существует суждение, что цыганские семьи обязательно многодетные. Владимир Кучеренко рассказывает: «Нас вот в семье пятеро. Но сейчас многодетной считается семья, где и три ребенка. Традиция большой семьи понемногу уходит».

Стереотипы - главная проблема цыган

Как и все мы, цыгане зачастую сталкиваются с проблемами различного характера. Однако наличие общины существенно облегчает решение острых вопросов для представителей этого народа. Автономная некоммерческая организация «Нэво дром» - сообщество цыганских субэтносов, которые проживают в нашей области уже много лет.

- Наша активная работа началась в 2016 году в Борисоглебске. Сначала все строилось на энтузиазме, и лишь спустя пять лет мы зарегистрировали организацию. Мы старается быть в центре всех событий и всегда открыты для общения, - рассказал Николай Пиданов.

Автономия помогает цыганам, интегрирует их в общество, взаимодействует с органами власти и развенчивает стереотипы о своем народе.

Николай Пиданов рассказал, с какими проблемами обращаются к диаспоре:

- Кого-то не берут в детсад, школу. Кому-то требуется медицинская помощь или оформить пособие. Кому-то необходимо трудоустройство.

Владимир Кучеренко признается, что притеснение по национальному признаку до сих пор существует и является одной из проблем:

- Часто нас не берут на работу, ведь мы цыгане. А всё потому, что с нашей нацией связано множество стереотипов. Но мы стараемся бороться с этим, доказывать, что все навешанные когда-то ярлыки остались в прошлом. В последнее время у нас это получается.

Негативное отношение к цыганам - результат отсутствия знаний о народе. Например, многие считают, что все цыгане продают наркотики. Однако это не так. Владимир Кучеренко уверяет: «В 1990-е годы это было проблемой, а сейчас цыган, сидящих в тюрьмах из-за этого, почти нет». А Николай Пиданов утверждает, что люди, связанные с криминалом, составляют около 3 % от цыганского населения: «Как в любой другой нации, есть как хорошие, так и плохие люди. Одни стремятся к положительному, к развитию, другие живут только для себя. Но стереотипы необъективны в современных реальности. Хотя при этом все равно при приеме на работу возникают притеснения по национальному признаку. Но когда работодатели видят результат работы цыган, отношение меняется».

Ещё один стереотип, создающий плохое впечатление о народе: мол, цыгане пристают к людям, попрошайничают или гадают. «Сейчас активно рекламируются разного рода предсказания – на картах таро, по руке, по звёздам. Среди тех, кто предлагает эти услуги, огромное количество мошенников. Все они разных национальностей, и цыган среди этих нечистых на руку людей почти нет. Да, цыгане – хорошие психологи, а у некоторых даже есть пророческий дар, передающийся по наследству. Наши женщины гадают, но не делают сомнительных обрядов и не пристают к прохожим. Мы регулярно устраиваем собрания, где разъясняем цыганам, чтобы они не подходили к людям на улице. Сегодня встретить на рынке цыганку, навязчиво предлагающую предсказать судьбу или выпрашивающую что-либо, практически невозможно», - считает Владимир Кучеренко.

Стереотипы о цыганах и негативное к ним отношение зародились на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле этот народ, может, где-то непонятен нам, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.

Анастасия Непочатых

Фотографии взяты из личного архива Владимира Кучеренко и сообщества во «Вконтакте» АНО «Нэво дром»

16.11.2023