10 + 1 фактов о коми доме
У каждого живущего на этой земле есть свое убежище, свое пристанище. У зверей – нора или логово, у птицы – гнезда, а у человека – дом, построенный своими руками. Народ коми поражает своим мастерством и простотой. Ограниченные в средствах(без единого гвоздя), но богатые в творчестве, они создавали величественные постройки с помощью простых инструментов. Вот вам 10 интересных фактов про коми дома.
1. Коми керка делится на две части: зимнюю и летнюю, и из-за этой особенности ее называют пятистенной. К строительству дома коми относились очень серьезно, фундамент делали из лиственницы, а все остальное – из сосны. По старым поверьям, чтобы дом простоял дольше и древесина лучше сохранилась, лес срубали при убывающей луне. Дома коми были небольшими, так как венец заканчивался нечетным числом, 17-м или 19-м бревном. При закладке фундамента, под нижний ряд сруба, между 3 и 4 бревном, клали зерна злаковых культур – для дальнейшей безбедной жизни и благополучия будущему хозяйству.
Фото Владимира Мальцева
2. При заселении в новый дом первым пускали кота и оставляли в избе на ночь. Наши предки считали, что кот нес положительную энергию и заводил дружбу с духами.
3. Перед заселением люди могли пригласить священника, чтобы он благословил и освятил святой водой. Этот обряд проводился для того, чтобы внести положительную энергетику в жилище, а также оберегать его от потусторонних сил.
4. В коми избах окна были маленькими, а двери низкими, но с высокими порогами, чтобы сохранить тепло в доме. И каждый входящий должен был поклониться, как бы отдавая дань уважения живущим в этом доме.
5. Избы не закрывали на замок, когда хозяев не было дома. Они вставляли в дверные ручки коромысло (карнан) или же просто подпирали дверь палкой. Люди в то время доверяли друг другу. В отдаленных коми деревнях и по сей день сохранился этот обычай.
6. Зайдя в дом, через сени можно было попасть в зимнюю или летнюю избу, а также на сеновал, где хранилось сено, орудия труда и охотничье снаряжение, а на стенах висели лекарственные травы и березовые веники. Так же с улицы можно было попасть сени, через определенный «портал», взвоз – «пос». Это подъем из длинных бревен, соединенных между собой, чтобы завозить сено на лошадях в сарай. Внизу под сеновалом был хлев, где держали домашний скот. Теплыми летними вечерами девушки и парни любили спать на сеновале, засыпая под звуки природы.
7. В избах не было отдельных комнат, как сейчас перегородок: и кухня, и спальня, и прихожая находились в одной комнате дома. Самое главное место занимала русская печка. Зона возле печки называлась «бабьим местом». На печи располагались полати, туда можно было забраться по ступенькам. Дети спали на печке и полатях, которая была закрыта занавеской. Рядом с печкой была таинственная дверь, открывающая лестницу для входа в темное подполье – «гöбöч». Оно было, как «современный холодильник», где зимой хранили продукты.
8. У окна на самом видном светлом месте стоял большой деревянный стол, а над ним в углу, обращенном на юго-восток, висели иконы – это был «божий красный угол» (ен ув пельöс). Там на полочке лежали церковные свечи, веточки освященной вербы, сосуды с святой водой. Он считался главным местом для мужчины, был как «сейф», где он хранил свои документы и деньги. Женщине нельзя было прикасаться к этому углу без разрешения. Это место считалось почетным, сюда усаживали самых дорогих гостей.
9. В каждом доме, где рождались дети, на потолке устанавливали кольцо и на него подвешивали люльку (потан). Она держалась на длинной и крепкой жерди. При укладывании ребенка спать, цепляли свою ногу за веревку и таким образом качали люльку, пели колыбельные песни. При этом руки были свободны и можно было заняться вязанием, шитьём или вышивкой. Удобно, правда?
10. Полы в доме клали только вдоль, по направлению к порогу: считалось, что если положить иначе – в доме счастья не будет. Застилали полы цветными домоткаными половиками, изготовленные своими руками.
И маленький бонус:
11. Монетка, вставляемая в матицу, символизирует благополучие и процветание в семье. Это обычай, который используется для обеспечения изобилия и избежания недостатка в доме. Этот оберег воплощает достаток дичи и рыбы. Семья надеются на то, что их дом будет полон изобилия и позволит им жить в достатке.
Все эти обычаи до сих пор живут в моей родной деревне Бадьельск Усть-Куломского района.
Даниил Дёмин
15.11.2023