Национальность – это лишь "обложка", по ней нельзя судить

Национальность – это лишь "обложка", по ней нельзя судить

События разворачиваются в небольшой якутской деревушке, где школьница по имени Айта попадает в больницу после попытки покончить с собой. Мама девочки находит в руке дочери записку со словом «Ненавижу» и именем «Афоня», что становится ценной уликой для следствия. Позже становится известно, что накануне трагедии Айту от школы до дома подвозил полицейский Афанасий (сокращенно как раз Афоня). «Совпадение? Не думаю» —  к такому выводу пришли местные жители, знавшие эту семью, как хороших и честных людей, а подозреваемого, как недобросовестного сотрудника иной национальности. Так началась эта история. Запутанная и страшная, заставляющая задуматься каждого, кто ей проникнется.

Большую часть фильма занимают сцены человеческой жестокости, набирающей обороты в процессе следствия. По отношению к Афанасию и его девушке из местных. Но что же стало причиной пожара ненависти в сердцах окружающих?

Национальность. По ходу повествования мы можем услышать следующие фразы: «он русский, и лицо как у маньяка», «педофил», «скотина», «сволочь», «все русские на одно лицо» (интересно, что это высказывание можно понять по-разному, если речь идёт о самом портрете русского человека, как внешнем, так и внутреннем), «если мы дадим заднюю, то эти приезжие будут творить, что хотят». Последние слова свидетельствуют о закрытости и недоверии людей в отношении представителей другой национальности. Ведь они не такие, и от них можно ждать, чего угодно. Это неизвестность и страх.

В данном фильме национальность, становясь одним из факторов, выступает своеобразной «обложкой», по которой судят о человеке. Это всегда намного проще и быстрее, чем постараться вникнуть в содержание, что требует умения быть терпимыми по отношению к другим и вовремя совладать с собой, со своими эмоциями и чувствами, которые иногда оказываются сильнее нас, разрушая изнутри и вызывая помутнение рассудка. Так и рождается истина. Эта тема особенно актуальна сейчас, когда в сложившейся ситуации мирового масштаба мы должны всеми силами стремиться к единению и его сохранению несмотря ни на что.

Не приходя в сознание, Айта скончалась в больнице. Мы видим, в каком отчаянии находятся родители девочки, и то, как оно их меняет. Галина не может поверить в случившееся и пребывает в состоянии отрешенности, а отец Айаал, «честный, справедливый» человек, оказывается во власти желания мести. Это отчаяние, доведённое до предела. Айту уже не вернуть, а значит больше нечего терять…. Безысходность  — именно она толкает Айаала на восстание против отделения полиции во главе со следователем Николаем, который, чувствуя подвох, пытается вывезти Афоню из деревни и, тем самым, спасти ему жизнь. Вместе с местными жителями Айаал спускает лодки на воду, чтобы исключить возможность переправы, и открывает огонь по зданию полиции, по «своим», в надежде, что виновный будет наказан, что станет легче и восторжествует справедливость. А в это время женщины, стоявшие у магазинчика, набрасываются на несчастную Сардаану, считая её предательницей, защищающей преступника. Закон или самосуд? Эту тему режиссер Степан Бурнашев также поднимает в своем фильме, говоря об опасности власти народа в таких вопросах. Предлагая нам увидеть последствия самосуда.

Отдельного внимания заслуживает Николай, ведь вместе с девушкой Афанасия, он не поддаётся влиянию ожесточившихся жителей и в информационном хаосе (о случившемся говорил весь Интернет, очень быстро расползались слухи) сопоставляет факты, старается абстрагироваться и разобраться в ситуации. Мы часто застаем его одного, задумчивого, курящего под дождем. «А что, если бы это была твоя дочь?»  — этот вопрос, вызывающий тревогу, то и дело звучит в его голове, ведь он тоже отец, и он понимает Айаала. Оказавшись на его месте, он бы также, не раздумывая, отомстил виновному.

Николай знает, что Афанасий — сотрудник халатный, «ни то, ни сё», разведённый, имеющий ребенка, приезжий из Воронежской области, чтобы заработать денег, и живущий с местной девушкой. Он называет его мутным товарищем, но, несмотря на все это, принимает решение не отдавать его на растерзание жителям и, держа в камере, пытается придумать, как вывезти его из деревни.

Медленно, но верно, дело близится к развязке. Во время перестрелки инспектор по делам несовершеннолетних Саргылаана навещает мать погибшей Галину и, осмотрев комнату девочки, задается вопросом, где её телефон? После его починки выясняется, что Афоня — парень из другого района, куда Айта приезжала на каникулы к бабушке, сверстник, с которым девочка состояла в романтических отношениях. В финале мы видим Галину, рассказавшую правду, и Айаала, стоящего на коленях на фоне огня. Эта сцена символизирует раскаяние. Всё встало на места. Нужно жить дальше. С полицейского были сняты все обвинения, принесены извинения, причём, стоит отметить, что заявление Афанасий писать не стал.

Оно не то, чем кажется… Зачастую мы смотрим фильмы, всецело отдаваясь своим эмоциям и впечатлениям, и не всегда замечаем различные важные детали или обращаем внимание на слова и отдельные эпизоды, из-за чего многое, из того, что хотел сказать своей работой режиссёр, остаётся незатронутым. После выхода фильм «Айта» (18+) получил статус запрещённого из-за выявления в нём «деструктивной информации, противоречащей принципам единства народов России». По словам представителя Роскомнадзора, «в картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку: положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности». Однако в последние минуты фильма мы слышим слова, показывающие, что фильм немного о другом. Вывод, сделанный ведомством, это одно из возможных последствий того, как один конфликт, одна проблема, перетекает в другой, более глобальный. Вспомним слова одного из героев: «Есть предложение — о произошедшем никому ни слова, сами видите, в Сети ничего не утаишь. Мы вступили в век быстрой информации, но не успеваем ее обрабатывать с нужной скоростью, и это чуть не привело к трагедии. Впредь нам нужно всем быть внимательнее». Высказалась и мать ушедшей из жизни девочки Галина, признавая и свою – родительскую, вину в произошедшем: «Девочку нашу мы сильно берегли. Плохого она не видела, жизни не знала. Она столкнулась с этой жизнью и оказалась не готова». Раскаивается и Айаал, говоря, что после прощания с дочерью готов понести наказание. Справедливость оказалась на стороне закона, а не на стороне местных жителей, которые не разобрались в ситуации и, поддавшись слухам и предрассудкам, взяли на себя роль карателей.

Вспомним слова Афанасия: «Я на себе испытал то, что врагу не пожелаешь. Этот случай заставил меня пересмотреть многое. Человек уязвим. Игра между жизнью и смертью очень тонкая <...> я раньше жил только днем сегодняшним, а теперь буду думать и о будущем».

Наверное, многие после просмотра этого фильма о чём-то задумаются и что-то в своей жизни пересмотрят. В первую очередь, это должно быть отношение к другим, особенно к тем, которые чем-то отличаются. Все мы разные, и судить о человеке по своеобразной «обложке», по таким признакам, как рост, вес, а уж тем более — национальность — это не только неправильно, но и, зачастую, очень опасно, так как может привести к различного рода конфликтам.

Также нужно научиться фильтровать ту информацию, которую мы ежедневно, если не ежечасно получаем. К сожалению, в нынешних условиях это является одной из самых острых проблем, ведь не всё, что мы видим, читаем и слышим в социальных сетях да и в целом в информационном пространстве, — достоверно и безопасно. И только нам решать, что в себя принимать, чему верить, а от чего лучше держаться подальше, чтобы такие вот «пожары» конфликтов не разгорались еще сильнее.

Финал одновременно является и закрытым, и открытым. История обвинения полицейского не получила своё продолжение, и нам показали лишь часть возможных последствий, но если задуматься, то можно прийти к выводу, что всё могло сложиться намного серьезнее и унести много жизней людей. Такие фильмы нужно показывать. Чтобы не допускать подобных конфликтов в реальности.

P.S.

По мнению эксперта – режиссёра, сценариста, киноведа, куратора программ в образовательных кинопроектах, автора статей по истории кино Саши Иванова, достойный фильм, напоминающий классический американский нуар сильно подпортила концовка. Он считает, что финал больше походил на социальный ролик, чем на кино. В связи с чем особенно не понятны претензии Роскомнадзора к картине.

Анна Зайцева

14.11.2023