Зачем писать "Большой этнографический диктант" офлайн?
С 3 по 8 ноября проходила VIII Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант». Принять участие можно было, как на офлайн-площадках, так и онлайн. Мне посчастливилось присоединиться к акции с заполнением бумажных бланков опросника в Институте развития образования Липецкой области. Именно офлайн-формат я теперь буду рекомендовать всем желающим написать «Большой этнографический диктант» в следующем году. Почему? Сейчас расскажу и покажу.
1. Ты более ответственно подходишь к участию в акции. И сам процесс для тебя становится более значимым.
Если дома за компьютером ты можешь приступить к диктанту в трениках и спросонья, то для офлайн-участия так не выйдет. В моём случае нужно было отправиться по адресу Циолковского, 18.
2. Офлайн-площадки обязательно порадуют вас дополнительными этнографическими знаниями.
Я писала диктант в рамках другого мероприятия – Краеведческих чтений «Светочи земли Липецкой». Поэтому программа была обширная.
Были представители Общественной организации «Липецкая региональная еврейская национально-культурная автономия», инициативной группы «Сообщество армян Липецкой области», общества мусульман Липецкой области, Липецкой областной общественной организации содействия дружбе народов «Культурный центр «Дар».
Нам показали фильм, приуроченный к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова «Конституция горца», созданный мусульманской общиной Липецкой области.
3. Что может быть приятнее старого доброго письма ручкой на бумаге?
Мы сегодня слишком много «стучим» по клавиатурам и экранам своих телефонов. Иногда очень приятно взять в руки обычную ручку. И пусть в «Большом этнографическом диктанте» не понадобиться писать, а лишь выставлять «галочки» или «крестики». Но это тоже те классные ощущения, которых у современного человека не так уж и много.
4. Писать будете честно!
На офлайн-площадке акции вы точно не будете одиноки. И подсмотреть ответ в Интернете будет стыдно. Наверное, когда пишешь «Большой этнографический диктант» онлайн, то соблазн уточнить ту или иную информацию в разы выше.
В 2023 году в «Институте развития образования» Липецкой области в акции приняли участие более 100 человек, в возрасте от 9 и до 67 лет: студенты Липецкого государственного технического университета (студенты кафедр культуры, дизайна и художественной обработки материалов), Металлургического колледжа, Елецкого колледжа инновационных технологий, Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства, педагоги всех муниципалитетов региона, липчане с социально активной жизненной позицией.
5. А, может, в коллективном разуме и нет ничего плохого? Обсудить, посовещаться запрещать будут вряд ли.
«Большой этнографический диктант» пишут взрослые люди, организаторы на площадках такие же. Конечно, я не говорю об обычном списывании. Но посовещаться насчёт того или иного вопроса иногда бывает очень полезно. Конечно, при обоюдном желании сторон.
6. «Красота-то какая! Лепота!».
Офлайн-площадки «Большого этнографического диктанта» почти всегда включают какие-нибудь выставки в тему. В ИРО в Липецке можно было полюбоваться добровскими глиняными игрушками мастера И.С. Князевой и живописными полотнами студентов группы Института машиностроения и транспорта Липецкого государственного технического университета Софьи Великановой, Маргариты Великановой и Екатерины Юровой. А также увидеть рисунки студентов ЛГПУ, изображающие барышень в различных народных костюмах Центрального Черноземья. Загляденье!
7. Не только «обучение», но и развлечение.
Частая активность офлайн-площадок «Большого этнографического диктанта» — мастер-классы. Локация ИРО в Липецке не стала исключением. Участники создавали своими руками оригинальные изделия:
«Народный праздничный костюм Липецкого края»
(наставник – Галина Викторовна Маркина, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки Липецкого района);
«Глиняная игрушка с. Доброе “Собачка”»
(мастер – Ирина Станиславовна Князева, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 1 с. Доброе Добровского района);
«Традиционная тряпичная кукла “Благодать”»
(педагог – Татьяна Павловна Титова, учитель изобразительного искусства МБОУ «Гимназия № 1 имени Н.И. Борцова» г. Лебедянь Лебедянского района).
8. Радушная атмосфера единства и равенства всех народов.
В «онлайне» всё это можно и вовсе не прочувствовать. А на офлайн-площадке звучали приветствия на языках разных народов, представители различных диаспор, приветливые улыбки всех участников.
На следующий диктант всем советую идти именно на офлайн площадки!
Алина Шеховцова
Фото автора и
пресс-службы Института развития образования Липецкой области
13.11.2023