Юрта, домбра и весенний дождь
Мы поехали в Благовещенку в светлый весенний праздник обновления Наурыз – Новый год по восточному календарю – его в одиннадцатый раз отпраздновали жители Алтайского края.
Здесь собрались представители всех сельских советов и всех национальностей, живущих дружной и трудолюбивой семьей в Алтайском крае. В нашем регионе в мире и дружбе живут представители более 140 национальностей.
На праздник съехались и гости из соседних районов, городов. Прибыла и делегация Щербактинского района Павлодарской области, и это придало празднику статус международного.
Казахстанцы привезли с собой юрту, артистов и спортсменов. Они участвовали во всех мероприятиях нашего краевого фестиваля «Наурыз – венок дружбы».
Заместитель председателя малой Ассамблеи народа Казахстана Павлодарской области Сейсембай Жетпысбаев говорил, что огромную роль в единении наших народов играют наши лидеры – Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев. Благодаря им наши сердца бьются в унисон. Семей вручил золотую медаль Ассоциации народов Казахстана председателю правления краевой общественной организации «Национально-культурная автономия казахов» Мурату Бекмуратову.
Концерт на главной сцене праздника начался с государственных гимнов России и Казахстана. В по-весеннему ярких, нарядных национальных костюмах выступали перед зрителями и хозяева района, и гости.
Учащиеся Степноозерской школы демонстрировали старинные алтайские национальные костюмы.
А неподалеку от центральной площади шумела ярмарка национальных культур «Многоликая Россия». Все сельские советы представили блюда русской, украинской, армянской, азербайджанской, немецкой и даже цыганской кухни. Это алексеевцы решили попотчевать гостей необычными блюдами. «Никто не берется показать цыганскую кухню, – говорят они. – Вот мы и решились на такой шаг. Ведь цыгане тоже живут среди нас».
Спрашиваю у женщин, как они оценили кулинарные изыски:
«Да, цыгане подходили и сказали, что мы все приготовили так, как оно и есть на самом деле».
А я стала записывать рецепты цыганских блюд. Может, когда пригодится.
Традиционный цыганский суп хабе рома готовится на мясном бульоне, который заправляют зеленью: луком, укропом, петрушкой. А «темный» суп хабе мелало готовят на мясном бульоне из овощей, при этом темный, («грязный») цвет блюду придают баклажаны. К столу цыгане подают лепешки с мясным фаршем и болгарским перцем. Мясо у цыган принято подавать со всевозможными овощами. Одним из самых популярных гарниров являются томаты, фаршированные перченой брынзой. Как правило, большинство блюд цыганской кухни – острые.
Кроме того, традиционным цыганским блюдом является каша хывиций из кукурузной муки. Из хлебных изделий цыгане многие годы, а то и века, употребляют в пищу пресные лепешки или колобки пугачо, которые готовятся на костре.
Из кондитерских изысков цыганской кухни стоит отметить сладкий пирог сывьяко, в качестве начинки для которого могут выступать творог, мак, изюм, курага и другие сухофрукты.
МЯСО ПО ЦЫГАНСКИ
500 гр. мяса (говядина и свинина поровну),
250 гр. копчёного бекона,
2 болгарских красных перчика,
2 помидора,
1 луковица,
2 зубчика чеснока,
полбутылки красного сухого вина,
петрушка, укроп,
гвоздика 1-2 шт.,
перец душистый горошкам 3-4 шт.,
соль,
чёрный и красный молотый перец.
свежее блюдо можно украсить кинзой.
А еще на ярмарке выделялись мастерицы-искусницы, мастера-ремесленники, у которых мы увидели давно забытые русские игрушки, кукол – героев сказок и мультиков, вышитые картины, цветы и композиции из бисера.
Особняком стоял Владимир Скирда с женой Ольгой из Михайловского района. Он демонстрировал собственноручно изготовленные доспехи средневекового рыцаря. Владимир раньше работал в театре, оформлял спектакли. Но жизнь заставила переехать на родину предков в село. Берут ли такие изделия? Берут, говорит, те, кто участвует в реконструкции исторических сражений.
– Рубиться мечами, топорами – это у нас в крови, – уверяет он. – Бывает, что утром и давление, и настроение не то, а выйдешь во двор – топор в руки. Пару чурок разрубишь – и сразу все в норму приходит». Вот так-то, оказывается, топор лучше таблеток лечит!..
Гостям раздавали угощения. А возле юрты щербактинцев их встретили по обычаю дождем из конфет и песней. Такую же юрту поставили и жители Байгамута, единственного в Благовещенском районе казахского села. В нем администрация района бережно сохраняет единственную в России казахскую национальную школу. Ее директор Сапарбек Маусумбаев играл на домбре и рассказывал о школе и о себе:
«Для сохранения культуры, традиций и обычаев казахского мы разработали программу «Сохранение традиций, обычаев казахского народа в учебно-воспитательном процессе».
В школе работают кружки казахского языка, истории, культуры и традиций, музыки, танцев казахского народа.
Сапарбек Шайхимович играет на домбре, пишет стихи и музыку. На II Всемирном съезде казахов ему присвоено звание акына (поэта). Семейный и школьный ансамбли, которыми руководит директор, с концертными программами выезжают за пределы района, участвуя в фестивалях национальных культур.
А еще он создал в школе краеведческий музей.
В семье Сапарбека Шайхимовича 5 детей, четверо из них избрали профессию педагога.
«Родина – это святое слово для меня. Почти триста лет назад здесь, в ауле Байгамут, среди девяти больших и малых озер Благовещенского района поселились мои предки – казахи Среднего Джуза, представители одного из самых многочисленных его племен Керей-уак, Аргын. Как им удалось сохранить свой аул? Думаю, что одним из таких оберегов для аула стала школа, а вместе с нею и неудержимая тяга к знаниям, культуре. Мои предки понимали, что своя школа для казахов будет ближе.
В Алтайском крае проживает много казахских семей, дети которых учатся в русских школах. Их родители тоже хотели бы, чтобы их дети изучали свои обычаи, традиции нашего кочевого народа, язык предков.
Сапарбек Шайхимович 40 лет живет в браке с Алией Бояубаевой, девушкой из Казахстана. «Выбор был большой, - шутит Сапарбек Шайхимович, - потому что, обучаясь в Павлодарском педагогическом училище, только на четвертом курсе выбрал девушку красивую, которая талантливо пела песни. Прошли годы, - вспоминает Сапарбек, - девушка Алия родила мне шестерых детей».
Супруги вместе работают в школе.
«Четыре сына и дочка, девять внуков – это моя семья, - говорит Сапарбек. –. После того как поженились в 1976 году, через год заболела моя мама и Алия Темиржановна 21 год ухаживала за тяжело больной матерью и вырастила пятерых детей». Учительская работа, материнская забота, личное подворье, гости и друзья, односельчане и общественная работа: участие в художественной самодеятельности, воедино шли в жизни этой семьи.
«Младший сын Рысбек – моя копия, мой «ксерокс»,- шутит Сапарбек. – Он играет на домбре, поет песни, большой организатор, тамада юбилеев, праздников и свадеб. Но его отличие от меня – мало говорит.
Сапарбек Шайхимович играет на домбре, пишет стихи и музыку. На II Всемирном съезде казахов ему присвоено звание акына (поэта). Семейный и школьный ансамбли, которыми руководит Маусумбаев Сапарбек Шайхимович, с концертными программами выезжают за пределы района, участвуя в фестивалях национальных культур.
Заканчивался светлый праздник обновления Наурыз под аплодисменты зрителей и аккомпанемент весеннего дождя. Благовещенка передала эстафету Наурыза райцентру Завьялово.
Традиции народов, которые мирно и дружно живут в Алатйском крае, сохраняются и передаются детям.
Светлана Морозова, слушатель школы межэтнической журналистики, Барнаул.
Фото автора.