Выдумка ли традиции и обычаи, показанные в фильме "Небесные жёны луговых Мари" (18+)?

Выдумка ли традиции и обычаи, показанные в фильме "Небесные жёны луговых Мари" (18+)?

 

В рамках обучения в отделении Школы межэтнической журналистики Центрального федерального округа, базирующемся в Липецке, студенты организовали киноэтноклуб. «Небесные жёны луговых Мари» (18+) стал одним из первых фильмов, которые мы посмотрели и обсудили с приглашённым спикером – режиссёром, сценаристом, киноведом, куратором образовательных кинопроектов, автором статей по истории кино Сашей Ивановым.

Я попыталась тоже проанализировать кино с точки зрения достоверности, показанных в ленте традиций и обычаев. На нескольких отдельно взятых эпизодах этой картины из 23-х новелл. Где каждая небольшая история рассказывает о мифологии, быте, философии и обрядах современных марийцев.

Не еда, а жертва

 Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик – выражение последней надежды на чудо. Так и в фильме: девочка, принеся в жертву еду (яйца, хлеб и конфеты), молится духу, обращаясь к нему.

– Возрождение, помоги мне убрать мои родинки. Я с ними некрасивая, ты уже видел, но я ещё покажу, – говорит девушка в современной куртке, но косынке с традиционным узором, расстёгивая пуговки рубашки и устремляя свой взор ввысь.

«Кюсото» Шурнота

В Республике Марий Эл существуют священные рощи («кюсото»), предназначенные  для обращения к природным силам. Даже сейчас, несмотря на то, что язычество не настолько распространено, как раньше, многие марийцы продолжают просить о помощи у невидимых сил.

Одна из таких священных рощ располагается у села Томьюмучаш и называется Шурното. Раз в пять лет здесь собираются мари со всей страны, чтобы провести завершающее осеннее моление. В качестве жертв люди приносят белых гусей, непочатый хлеб и свечу. Люди чистят гусей, варят их в котлах, похожих на чаны ведьм из сказок, и делают «котлеты» из крови жертвенных животных и смеси круп.

Вера или суеверия?

Нельзя однозначно утверждать, что быт всех марийцев пронизан верованиями их предков. Некоторые – исповедуют христианство. Православие и язычество среди мари перемешались настолько сильно, что преобладающая часть мари, которая ходит в рощи, также молится и по христианским обычаям.

Но очень многие мари всё же суеверны. Они считают, что кто-то может причинить им вред посредством каких-то заклятий, сглаза или порчи. Представители старшего поколения даже могут обращаться к колдовству для решения своих проблем. Они уважительно относятся к природе и верят, что она может гневаться в случае неповиновения. Этот мотив отражён сразу в нескольких новеллах фильма.

Марийский Новый год

В фильме на Новый год марийцы одеваются в костюмы, танцуют на улице и поют песни. А если поймают прохожего, то забрасывают его снегом. А ещё наливают угощения.

– Целую неделю, целый день, мы собирали солод. Целую неделю, целый день мы варили квас, – говорит девушка из празднующей толпы в кино.

Новый год в фильме очень похож на тот, что празднуют современные марийцы. Его называют «Шорыкйол». Большой праздник со своими обрядами и традициями. По сей день в деревнях и сёлах ряженые люди ходят по домам и следят: сплели ли мужчины лапти, вымыли ли дом женщины, связали ли носочки и приготовили ли угощение? Если же ряженых не пускают в дом, или хозяева встречают не радушно, а дом грязный, то об этом узнает вся деревня. Поэтому все стараются готовиться к празднику заранее.

Традиционных для большинства новогодних столов по всей России салатов, таких как «Оливье» и «Селёдка под шубой, на марийском новогоднем столе почти не бывает. Зато есть множество мучных блюд. Это коман мелна (трёхслойные марийские блины из различных видов муки), вареники, омлет, творожники.

Есть и ритуальное обрядовое новогоднее блюдо – «Орешки». Это угощение тоже делается из теста. У каждой марийской хозяйки они свои, особенные.

Зачем купать невесту?

Новелла с моментом купания голых девушек в реке, на мой взгляд, далёк от марийских традиций. Ни у современных, ни у древних мари никогда не было такого обычая перед свадьбой. Пожалуй, это самая яркая выдумка и художественный вымысел. Либо режиссёр хотел этой новеллой рассказать о чём-то совсем другом.

  Если углубляться в прошлое, можно узнать, что вопросами брака, выбором невесты и жениха раньше занимались исключительно родители или главы общества. Молодежь права голоса в данном вопросе не имела, хотя никто не запрещал им общаться, устраивать посиделки и развлечения.

Свадебным марийским обычаям соответствует покрытие головы невесты платком. В знак того, что она идёт под венец невинной. Из украшений для невесты приветствуются только серебряные.

Такие фильмы нужны

Современники не должны допустить забвение национальных традиций и обычаев. Их сохранение и передача культурного наследия разных народов следующим поколениям способствуют укреплению социальных связей, формированию собственной идентичности и истинной системы ценностей. Эти знания дарят нам возможность совершить увлекательное путешествия по истории и традициям своего народа. Поэтому я считаю, что фильм «Небесные жёны луговых Мари» (18+) очень полезен как для жителей Марий Эл, так и людей из других регионов России и даже мира.

Если говорить о последних двух регионах, такие фильмы, а также само по себе сохранение и популяризация традиций и обычаев различных народов, один из самых эффективных двигателей для развития туристической сферы в отдельно взятых регионах.

Мария Алексеева
Стопкадры из фильма

12.11.2023