Зачем марийцы кружились в хороводе с палками?

Зачем марийцы кружились в хороводе с палками?

Ждали ли мы – группа студентов второго курса журфака Марийского госуниверситета каких-то особенных приключений от поездки в Козмодемьянск? Не хочется никого обидеть, но я так не думаю. Да, этнографический музей под открытым небом имени В.И. Романова, в который мы отправились – это уникальное место для погружения в быт и культуру прошлого. Но мы вовсе не думали, что настолько! Мы действительно в какой-то момент ощутили, что оторвались от реальности и современности. Хотя ощущение быстротечности времени не оставляло нас ни на минуту. Но обо всём по порядку.

Непростой путь до Козмодемьянска

Перед нашей экспедицией в Йошкар-Оле стояло бабье лето, но именно в день поездки резко похолодало. К счастью, моя аллергия на холод даже в самом малом его проявлении, заставила меня поехать в пальто. Именно поэтому я утеплилась и не прогадала, чего не скажешь о моих продрогших сокурсниках.

Программа была обширная: посетить два музея, пообщаться с главным редактором местной газеты. Этнографический музей под открытым небом имени В. И. Романова должен был завершить нашу поездку. Мы собирались вдоволь насладиться экскурсией в течение часа, а, может, и больше. Но всё пошло не по плану.

Мы так увлеклись разговорами о журналистике в первых точках нашего маршрута, что очень сильно задержались. В этнографический музей мы прибыли за 40 минут до его закрытия. Сотрудники, разводя руками, пояснили, что экскурсия должна длиться, как минимум, час. Мы не успели… Мы расстроились и испугались, что, преодолев не маленькое расстояние (между нашими городами около 120 километров), так и не попадём в этот музей. К тому же мы приложили немало усилий, колеся по узким и крутым улочкам Козьмодемьянска в поисках этого места.

К счастью дюжины любопытных юных журналистов, наши убедительные преподаватели договорились с сотрудниками музея, чтобы нам провели всю экскурсионную программу в ускоренном темпе. А билеты мы приобрели заранее по Пушкинской карте.

Настоящая шатровка

Моросит, серые большие облака, осенний вечер. И вот перед нами открываются, наконец, ворота этнографического музея. Глаза разбегаются от удивительных построек. Взор падает на множество уникальных предметов, которые уже не встретишь (или редко встретишь) в настоящее время.

Первым делом я обратила внимание на шатровую ветряную мельницу.

– Это визитная карточка нашего музея, – отметила экскурсовод. – Это реальный образец, который работает. Внутри даже имеются помещения для помола и спальная комната мельника.

Рядом с мельницей тянется вереница деревянных изб. Замечаем настоящий колодец, рядом с которым расположились вёдра и коромысло, лавки и деревья. Экскурсия начинается.

Изба с запахом дерева

Первым делом направляемся в крестьянскую избу. Это зажиточный вариант марийского деревенского дома. Она светла и просторна. Мне она напомнила бабушкин дом, где всегда царит уют, пекутся горячие блины, а в подполье – заготовленное летом малиновое варенье. Повсюду самодельное накрахмаленное кружево, полотенца с марийскими узорами, пахнет деревом, а на полу время от времени появляются чуть светлые мазки редко проглядывающего через тучи солнца.

К сожалению, времени было очень мало, поэтому ни на одной локации мы по долгу не задерживались. Но всё равно успевали делать по несколько памятных снимков.

«И прясть, и готовить, и качать ребёнка»

Следующая наша остановка – курная изба. То есть жилищем, которое отапливали «по-чёрному», дымом, проходящим через помещение. Даже жутковато такое сегодня представить. Это место показывает, как бедно жили простые крестьяне. Противоположность избы зажиточной семьи, которую мы посетили первой. Холодный истоптанный земляной пол, низкий потолок, тусклые стены. Здесь особенно и рассматривать-то нечего. Значительную часть дома занимает глинобитная печь.

Экскурсовод рассказала, что основной часть населения как раз и бели бедные семьи, жившие в подобных домишках. Отчётливее всего в мою память надолго врезалась такая картина: лучинка и ведро с водой под ней, прялка с овечьей шерстью, люлька для детей, которую можно качать ногой с помощью специального механизма.

– Бедная крестьянка должна была успевать много дел: и прясть, и готовить, и качать ребенка, – пояснила экскурсовод.

Ткачество в культуре мари

Попав в павильон «Ткачество и ткацкие станки», мы видим вариации костюмов народа мари. Экскурсовод рассказывает, как добывается, обрабатывается лён, из которого и создаётся эта традиционная одежда. Ткачество ранее было очень широко распространено. В музее представлены станки, лёномялки и прялки.

Костюмы мари

Следующий павильон – «Марийский национальный костюм». Кстати, эти павильоны по своему устройству ничем не отличаются от крестьянской избы. Здесь нас знакомят с традиционными убранствами луговых, горных и юго-восточных мари. Яркие ленты, вышивка и орнамент не могут не зацепить взгляд посетителя. Не вызвать восторг, желание примерить.

– На самом деле, есть костюмы и башкирских мари, и нижегородских, и кировских, – рассказала экскурсовод. – У каждого сложились свои особенности традиционных нарядов.

Дополняют каждый костюм самодельные украшения и уникальная обувь. Наряды, выполненные изо льна (который добывали когда-то вручную), богато расшиты марийскими узорами.

Корзины, стулья и трости

Самая крупная экспозиция – павильон «Декоративно-прикладные промыслы». Здесь находится около сотни экспонатов, которые имеют опыт экспонирования на выставках мирового масштаба, принеся тем самым музею много наград. Это плетёные корзинки, стулья, трости. Все эти предметы изготавливались народами мари из черёмухи. Они долго сохранялись и служили крестьянам в быту.

Играть, как марийцы

И вот до закрытия остаётся, буквально, минут десять! А уезжать и завершать экскурсию совсем не хочется: уж очень это место нам понравилось. Экскурсовод преподносит нам шикарный подарок: предлагает сыграть в традиционную марийскую игру: каждый участник должен взять деревянную палку длиной около полутора метра и встать с ней в круг к остальным игрокам. По сигналу экскурсовода нужно успеть поймать палку соседа, передвигаясь при этом по часовой стрелке.

Эта игра как будто вернула нас всех в детство.

Наяву и во сне

Мы возвращались в Йошкар-Олу, любуясь густо засаженными капустными полями, малиновым закатом. И делились впечатлениями.

– Я здесь была во второй раз, – поделилась Анастасия Васькина. – В этот музей хочется возвращаться вновь и вновь! А ещё очень понравился экскурсовод: так увлеченно и понятно всё рассказывала. Но больше всего запомнилась игра!

– Да, экскурсовод – прекрасная женщина, – согласилась Кристина Солдатихина. – Очень хорошо и грамотно рассказала материал, не сложным языком и вовлекающие в тему. Здорово, что это место погружает в атмосферу того времени. Очень понравилось, что музей находится на склоне холма, откуда открывается прекрасный вид на Волгу.

– Поражают реплики деревянных сооружений, усадеб и изб, – поделилась своими впечатлениями Ксения Спицына. – Взглянув на них, можно почувствовать, как жили и трудились люди в прошлом. Музей позволяет глубже понять культуру марийского народа, верования и обычаи.

Действительно, этнографический музей под открытым небом имени В. И. Романова – это более 60 разных построек и 7 объектов, отражающих особенности традиций горных марийцев. Нечто большее, чем просто попытка показать историю наяву. Именно здесь каждый из нас может очень явственно познакомиться с жизнью наших предков. Прикоснуться к деревянному коромыслу, почувствовать его тяжесть на своих плечах, вдохнуть запах земли и дыма курной избы, полюбоваться марийской вышивкой традиционных костюмов.

А потом я задремала под лёгкую тряску автобуса. Кажется, мне снилась шатровка, которая закружила меня в хороводе ярких лент марийских костюмов и летающих перед носом в задорной игре палок.

Мария Роженцова

Фото из личного архива автора

12.11.2023