В Казани состоялся бурятский праздник сметаны

В Казани состоялся бурятский праздник сметаны

Россия -это многонациональное государство. Республика Татарстан, также, как и Бурятия, считается многонациональной. С 2016 года в Казани появилось официальное бурятское землячество.

Фольклор бурятского народа – это многоязычное и сложное явление, представленное произведениями устного поэтического творчества, прежде всего коренного народа – бурятов, эвенков, сойотов и народов, заселившихся в Сибири с XVII века.

Национально-культурная автономия бурят города Казани  впервые провела на татарской земле традиционный бурятский праздник "Зоохэй наадан" (праздник сметаны), который уходит корнями в глубокую древность. Он прославляет труд скотовода-кочевника, и связан с основными циклами сельскохозяйственных работ.

О чем праздник?

В майские дни, когда цветет черемуха и "трава отрастает на длину языка коровы", из первого обильного молока гонят масло и зоохэй (сметану). Почтенные женщины села начинали подготовку к празднованию. Этот праздник учил почитанию трудолюбия, бережному отношению к природе, любви к родному краю, укреплял связь между старшим и младшим поколениями.

 Молоко и молочные продукты у бурят всегда считались священными; «белой пищей» задабривали силы природы, духов предков, просили здоровья и благополучия. Главным угощением является "саламат" (сметанная каша), именно сметане посвящалась первая песня, а танцевальная часть праздника обязательно включала в себя "Саламатный ехор".

Праздник начинался со сбора сметаны. Молодые девушки-хозяйки олицетворяют приход весны в домохозяйства, прилёт перелётных птиц и долгожданное преображение природы, начинают очищающий обход дворов, сбора сметаны и приглашения на праздник.

Собранная сметана становится главным объединяющим звеном празднования. Важно подчеркнуть, что количество вносимой сметаны сознательно не оглашалось, поэтому все становятся равноправными участниками праздника. Девушки передают сметану главному кашевару. Далее, в процессе приготовления саламата, с появлением масла начинается следующий этап. Главный кашевар и старейшина с просьбой об изобилии и благополучии обращаются к очагу и окружающей природе и начинают  капать саламатное масло в очаг, а несколько капель разбрызгивают на все четыре стороны света.

Из собранной сметаны женщины, обладающие статусом «благополучные» (имеют детей, внуков, здоровые и материально обеспеченные), варили саламат, а когда на поверхности саламата выступают первые капли масла, то женщины, молодые девушки загадывают желания на год вперёд и совершали обряд поклонения духам огня и местности. Начиналось празднество. Первыми пробовали это блюдо девушки и молодые женщины.

Угольки от костра уносят домой, раскладывают по углам, и не подметают 3 дня, чтобы молочное изобилие было в доме целый год. Ближе к полуночи взрослые и дети постепенно покидали праздник, оставались только молодежь, несколько женщин (кашевары) и мужчина со стороны хозяев. Начинались игры, шутки, прибаутки и хоровод (ёхор) вокруг костра. Завершающим этапом праздника был рассвет, наступление нового дня.

Константин Сахиев

12.11.2023