Смешались в кучу слоны и казаки: онлайн-теле-мост "Псков-Сыктывкар-Ставрополь"

Смешались в кучу слоны и казаки: онлайн-теле-мост "Псков-Сыктывкар-Ставрополь"

Ученики псковской Школы межэтнической журналистики поучаствовали в онлайн-теле-конференции вместе с учениками ШМЖ из Ставрополя и Сыктывкара. Молодые люди из Сыктывкара узнали, почему Ставропольский край – это родина слонов и российских туркмен, выяснили, могут ли жители Республики Коми с фамилией «Котляров» быть выходцами из Псковской области, а также поняли, как возникло выражение «иди в пень» и почему у него псковская этимология.

Онлайн-теле-мост начался с того, что студент Северо-Кавказского федерального университета Иван Аксёнов рассказал псковичам и жителям Республики Коми, как в XIX веке на ставропольской земле нашли первый в мире зуб южного слона, а потом обнаружили и скелеты этих ископаемых животных, после чего Ставропольский край стал неофициальной столицей российских слонов.

Студенты из Сыктывкара вдобавок узнали, что Ставропольский край не только центр российского казачества, как они раньше думали, но и родина для российских туркмен, которые компактно живут в пяти районах этого региона. Благодаря ученице Школы межэтнической журналистики в Пскове, студентке СКФУ Амине Ялдашевой скоро можно будет почитать, как создавалось региональная национальная организация ставропольских туркмен, почему они так и не смогли добиться, чтобы в районах их компактного проживания в школах преподавали туркменский язык, а также из-за чего молодые туркмены конфликтуют между собой.

Ученики ШМЖ из Сыктывкара сказали, что им больше всего понравилась публикация студентки СКФУ Влады Баданиной «"Эй, крест!", "Помолчи, полено!": занимательный этнофолизм» на портале «Юг России». Студенты из Коми сказали, что и сами хотели написать тексты на ту же тему и считают, что Влада сделала очень смелый и своевременный материал.

Сыктывкарцы также захотели поговорить со студентом ПсковГУ Дмитрием Изотовым, автором нашумевшей публикации под названием «Оскорбление чувств интернет-кочующих. Как татаро-монголы разгромили паблик «ВКонтакте». Им было интересно узнать, как Дмитрий отважился написать на такую щекотливую тему и почему он считает, что заблокированное сообщество «Ненавижу татаро-монголов» никак не могло оскорбить ни современных татар, ни современных монголов.

Молодые люди из Коми, кроме того, похвалили текст студентки ПсковГУ Софии Плодуновой «Иностранный язык, который не надо учить» и попросили её рассказать, как у неё возникла идея этой публикации.

 

Псковичи в свою очередь хвалили ученицу Школы межэтнической журналистики в Сыктывкаре Екатерину Шергину, между прочим, внучку знаменитого поморского писателя-фольклориста Бориса Шергина. Не только за текст под названием «Морошковая мафия», но и за великолепное видеоинтервью с сыктывкарским египтянином Мохамедом Котбой. А Екатерина в ответ рассказала, как трудно бывает уговорить иностранных студентов на такие интервью и как они боятся сказать на камеру что-то лишнее.

Студентка из Сыктывкара Виктория Котлярова ждала этого телемоста с Псковом, чтобы узнать что-нибудь о происхождении своей фамилии, потому что её предки родом с псковской земли.

Поэтому ученица Школы межэтнической журналистики в Пскове Лилия Гуцул специально расспросила псковских однофамильцев Вики, как они объясняют этимологию фамилии «Котляров» и выяснила, что её знакомые Котляровы родом из Казахстана, а вообще эта фамилия связана с регионами, где добывали металл и производили из него посуду.

При этом студентка истфака ПсковГУ Надежда Гарчу уточнила, что в Псковской области, где, как известно, много болот, в старину добывали так называемое «болотное» железо, из которого делали посуду, в том числе котлы. Этим промыслом вполне могли заниматься и предки сыктывкарских Котляровых.

Напоследок куратор Школы межэтнической журналистики из Сыктывкара Полина Романова, как обычно, попросила псковичей поделиться со студентами из Коми какими-нибудь интересными диалектными псковскими словечками. Псковичи, конечно же, напомнили коллегам про «пиздрика» (так в Псковской области когда-то называли чибиса), а кроме того, рассказали, что означает выражение «иди в пуню!», от которого, скорее всего, произошло современное непонятное «иди в пень!».

Оказывается, так ругалась бабушка куратора псковской ШМЖ Ольги Миронович. А когда Ольга захотела выяснить, что же такое эта «пуня», то выяснилось, что всего лишь «баня» по-псковски (по другой версии, «сарай» или «хлев»), а не то, о чём все подумали.

 

 10.11.2023