Чарующие звуки якутского хомуса

Чарующие звуки якутского хомуса

Одним из ярчайших представителей труда является кузнец, который бережно хранит и возрождает традиционную культуру своего народа. Любовь к ремеслу они переняли у предков. В настоящем они достойно несут возложенное доверие духа Кудай Бахсы. В будущем они гордо передадут уважения к труду молодому поколению кузнецов.

Варган (от лат. огапит — орудие, музыкальный инструмент; по другой версии, от старославянского слова варга — уста, рот, зев) — самозвучащий язычковый щипков от из дерева, кости или металла. Якутский хомус – древний музыкальный инструмент народов нашей республики, возраст которого составляет более пяти тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на не большой размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Конструкция металлического хомуса (варгана):

Биһилэх. Ободок – подковообразная ручка с выступающими, наружный металлический ободок, прикрепляемый к кольцу хомуса и огибающий его.

Быыс сыҥаах. Разделительный стержень – стержень, закрепляемый на кольце двухьязычковых хомусов, параллельный язычкам и разделяющий их.

Сарын. Заплечики – выступы на внешней стороне корпуса (на стержнях или кольце), образующиеся по краям углублений (уобуллаҕас).

Суолах. (наарбалыы суолах – диал.) Желоб паз. – продольное углубление или канавка для закрепления язычка или ободка хомуса.

Уобуллаҕас. Углубления на наружной стороне корпуса, края которых образуют выступы в виде заплечиков в кольцевой, реже в стержневой частях хомуса.

Уһаты сыҥаах. Стержни – две параллельно выступающие от кольца части хомуса, чаще с заужением на конце, между которыми проходит язычок.

Уһаты сыҥаах ис иэдэстэрэ. Внутренние деки стержней — внутренние стороны четырехгранных стержней, Ребра которых служат источником звука колеблющегося язычка.

Төгүрүк сыҥаах (тиэрбэс, күөл, ойбон ии — диал.). Кольцо — подковообразная часть хомуса, к которой крепится язычок.

Тыл сүнньэ. Стержень язычка — вибрирующая часть язычка.

Тыл төрдө. Основание язычка — широкая часть язычка хомуса, которая крепится к кольцу.

Хомус тутула. Корпус хомуса — основа, рама хомуса.

Хорулук. Накладка — декоративная деталь различной формы, приклепляемая к кольцу хомуса.

Хохуора (от рус. «кокора» — крюк). Колено — изогнутая часть язычка. Изогнутый угол кончика язычка.

Чыычаах (эминньэх — диал.). Кончик язычка. Круглая петелька на кончике язычка, по которой производятся удары пальцем, также предназначенная для понижения тона звука язычка. [Каталог музейных предметов из фонда Музея и Центра хомуса народов мира. Хомусы народа саха, т. 1, 2021 333 с.]

Якутские старинные хомусы XIX-XX века, комплект заготовок хомуса. Мастер Попов Дмитрий Петрович (Мегино-Кангаласский улус, с. Тюнгюлю). Находится в Музее и Центре хомуса народов мира.


Сегодня мы решили более подробно поговорить с Игорем Николаевичем Игнатьевым, учителем отделения фольклора «Тэтим» центра дополнительного образования Майинской школы им. Ф.Г. Охлопкова.

–        Когда Вы впервые начали играть на хомусе?

– Хомус мне нравится слушать еще с детства. В 7-8 классе начал учиться играть на хомусе.

Каких якутских мастеров вы бы назвали?

– Колодезников Иван Кононович – Үрүҥ Уус. Родом он из Вилюйского улуса. К сожалению, сейчас его с нами нет рядом с нами. Он является известным мастером. А так же, Эдуард Эдуардович Тарабукин – родом из Таттинского улуса. В основном, я играю на его хомусах.

Сложно ли обучать детей игре на хомусе?

– Да, сложно. С самого начала ребенка нужно учить как правильно держать хомус, а также, правильно дышать, учить правильно воспроизводить звуки. Показываю видео-ролики известных хомусистов прошлых времен, таких как Лука Николаевич Турнин, Николай Карлович Шишигин. Думаю, ребёнок, который хочет научиться играть на хомусе должен развивать наслушанность. Все исполняемые композиции должны быть четкими. Хомус делится на высокие, средние и низкие тональности. Когда ребёнок только начинает учиться рекомендуется хомус с мягким язычком, длиной примерно 5-7 сантиметров. Каждый ученик по-своему уникален.

Бывало ли какое-нибудь необычное событие, связанный с хомусом?

По случаю, в Усть-Алданском улусе проводил обряд заселения в новый дом (малааһын). Провел обряд благословения. Из приглашенных гостей некоторые только недавно обручились, а у некоторых были только дочери, детей мальчиков ни у кого не было. Тогда я исполнил композицию на хомусе и благословил их. Спустя два года они меня находят и пишут: «Оказывается ты очень хорошо нас благословил, если подумать, мы все родили мальчиков», – обрадовали меня. Когда играешь на этом инструменте приходит облегчение и гармония. Болезнь отпадают. Хомус чудесный и интересный инструмент.

Расскажите про ансамбль, в котором вы состоите.

– В ансамбле «Дьүрүһүй» коллектива с. Майя «Сардаана» работаю с 2022 года. Занимаемся 1-2 раза в неделю. Мы сами организовали наш ансамбль и участвовали в разных конкурсах. Наши дети разносторонне талантливы, они играют по методам: кэҕэлэтии (звуки кукушки), хаастатыы (звуки гусей), күөрэгэйдэтии (звуки жаворонка), табыгыр, көҕүс дорҕооно.

Что бы вы пожелали начинающим хомусистам?

– Нужно начинать спокойно. Главное, правильно дышать и держать хомус. Начинающим хотел бы посоветовать устоявшиеся методы такие как: кэҕэлэтии (звуки кукушки), күөрэгэйдэтии (звуки жаворонка), хаастатыы (звуки гуся), көҥкөлөйдөтүү. А также композиции по мотивам народных песен. Было бы здорово, если наши дети играли на средних и высоких тональностях.

Предлагаем Вашему вниманию Фоторепортаж с гала-концерта III Международного конкурса «Хомуст – виртуоз мира» 

 

Ольга Халыева

https://keskil14.ru/strong-charuyushhie-zvuki-yakutskogo-homusa-strong/

10/11/2023