Как «кухонные» песни веру спасли

Как «кухонные» песни веру спасли

По данным последней переписи населения, в Самарской области живет десять тысяч немцев. И хотя славное прошлое первых переселенцев-колонистов уже давно часть большой самарской истории, лютеранская вера для части рядовых горожан по-прежнему кажется экзотикой. Студенты школы межэтнической журналистики побывали в гостях у пропста Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга Ольги Темирбулатовой и выяснили, чем живут современные протестанты в Самаре, как работает пастор и где можно услышать целый органный концерт.

- Ольга Васильевна, кто приходит в церковь?

Всего в церкви примерно тысяча прихожан. Активная часть, а это около двухсот человек, в основном потомственные лютеране, но есть люди, перешедшие в протестантизм из других конфессий. Прихожане знают друг друга достаточно близко: если кто-то не пришел на воскресную службу, звонят и справляются о здоровье. После богослужений проводят совместные чаепития, общаются и обсуждают новости.

- А как вообще на Волге появилась лютеранская община?

- Первые лютеране появились в Самарском крае где-то в XVIII веке. Но это не те переселенцы, что были характерны для соседней Саратовской области и которым разрешила селиться на пустующих землях императрица Екатерина Вторая. Первые самарские немцы были инженерами, учителями, врачами. Более существенный приток немецкого населения случился позже, в XIX веке. Это были выходцы из Центральной Европы. В связи с тем, что количество немецкого населения в губернии увеличилось, один из первых самарских губернаторов, Константин Грот, человек, привыкший работать со структурами  и структурно думать, он, будучи сам лютеранином, провел первое собрание и избрал церковный совет. Вот эту дату, 22 сентября 1854 года -  мы считаем датой основания общины. Примерно в это же время рядом с храмом, где мы сейчас находимся, были построены дополнительные флигели, в которых открылись магазины. На втором этаже сдавались квартиры. Это позволило общине зарабатывать деньги. Во дворе построили детский сад и школу для немецких детей. Во время Первой мировой войны община жертвовала очень много средств в помощь раненым. До 1928 богослужения проходили в этом храме регулярно. А в самом начале 1930 года церковь закрыли и ее судьба в общем-то была такой же как и у всех религиозных сооружений того времени.

- Как община переживала трудные времена 30-х-40-х годов? Войну с нацистской Германией, репрессии?

В 1941 году немцев выселили в Казахстан. В 1942 году начинается Трудовая армия. Она сыграла интересную роль  в дальнейшей судьбе лютеран.  Людей под лозунгом «там тебе все дадут и всем обеспечат» переселили в трудовые лагеря  и  что-то взять с собой было невозможно. И люди, конечно, оказались совершенно без каких-либо духовных источников. Вечером, после тяжелого дня они собирались  где-нибудь в углу барака. Вспоминали, как жилось дома и пели песни. Это помогало выживать. Кто-то вспоминал библейские сюжеты. В нашей традиции учить небольшие псалмы. И так называемые «кухонные песни» записывались от руки на немецком языке. Эта потребность говорить на родном языке была не только отдушиной. В определенной степени она была и мерой безопасности, такая система определения «свой-чужой». До 1946 года немцы оставались в лагерях трудармии.  После 46 года проволоку убрали и им было позволено селиться недалеко от бывших лагерей. И тут как раз возникают общины. Они были очень замкнутые. Октябрьск, Сызрань, Похвистнево, Мирный, Зольное – по всей Самарской области их было много. Именно благодаря тем людям, которые бережно записали в свои тетрадочки песни и которые помнили, как еще до войны они ходили в церковь, именно с этими людьми мы начали свою новейшую историю в 1991 году.

- Ольга Васильевна, по своему образованию вы абсолютно светский человек  (Тимербулатова закончила инженерно-технологический факультет и преподавала в политехническом институте, защитила диссертацию) а как вы сами стали пастором? Вообще, женщина-пастор это нормально, в традиции?

- До сих пор этот вопрос вызывает оживленные дискуссии. В традиционном понимании женщина-пастор — это экзотика. Но ряд лютеранских церквей, в том числе и в России, признает женское священство. Это имеет свое основание: например, именно женщины принесли весть о воскресении Иисуса Христа. Во время и после войны, когда действовал запрет на религию, веру сохраняли именно женщины. Сейчас в российской Лютеранской Церкви есть недостаток кадров. Я с первых дней в этой общине и духовно всегда была связана с церковью. Это в определенной степени дань моим бабушкам и дедушкам. Когда из Германии не смогли больше присылать священников, я стала пастором. До этого заочно получила теологическое образование в семинарии под Санкт-Петербургом и отучилась в Германии.

- С чем к вам идут?

- Приходят люди, которые ищут ответы на вопросы, ищут смысл жизни. Это больше среднее поколение. Молодежь есть, но немного. Хочу сказать и пусть это будет не обидно, что мы церковь, если можно так выразиться,  для людей думающих. У нас эмоциональная составляющая значительно меньше, чем у православия, католической церкви, например. И зрелищности как таковой нет. И я перед началом встречи не случайно вас попросила заглянуть в храм. У нас все очень просто, скромно. К познанию бога мы можем приблизиться только верой.

- Что предписывают основные постулаты протестантской веры?

- Добросовестные взаимоотношения с людьми, с партнерами, трудолюбие. Уважение другого человека как личность, творение божие. В принципе, элементы этики, которые появляются в период Реформации – они на сегодняшний день нашли отражение во всех законодательных актах, которые регламентируют государственное устройство. Например, если ты начальник, то не имеешь права господствовать над подчиненными. Рабочий день не может быть бесконечным. Обязательно должен быть выходной, потому что в заповеди об этом сказано. Есть осуждение роскоши, празднества. Человек должен трудиться. И труд – это тоже часть богослужения.

- Чем живет община сегодня?

- Этот год – юбилейный. Мы отмечаем 500-летие Реформации. У нас впереди несколько музыкальных вечеров, посвященных этому знаменательному событию. Музыканты приедут со всей России. Естественно, будет звучать орган.  На протяжении почти семи лет организуем бесплатные обеды для всех нуждающихся совместно с православным приходом Великомученицы Елизаветы и при поддержке Самарского технического университета. Туда приходит где-то около 40-ка человек. При церкви каждую неделю проходят занятия со школьниками и студентами. Причем, придти могут все желающие. С ними не только обсуждают Библию, но и занимаются немецким, музыкой и подвижными играми. В дни школьных каникул при кирхе снова откроется дневной лагерь: до обеда с ребятами занимаются в церкви, а потом ведут на экскурсию, прогулку или в кино. Все мероприятия проводятся за счет общины. И, слава богу, что нас поддерживают. Господь дает людей, которые очень благожелательно настроены и в меру возможности нам пытаются помочь.

Текст: слушатели школы межэтнической журналистики в Самаре Валерия Горностаева, Кристина Куклева

Фото: Денис Сарбаев