Откуда берутся дети: отвечает народная эмбриология

Откуда берутся дети: отвечает народная эмбриология

В Российском этнографическом музее  состоялась лекция «Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии», она была посвящена традиционным представлениям о появлении детей.

Как «программировали» пол и количество будущих детей? Из чего «делаются» дети? Как время зачатия и рождения определяют судьбу человека? Какую роль играют мыши и лягушки в появлении детей? На эти и многие другие вопросы ответил кандидат исторических наук, заведующий отделом этнографии русского народа Дмитрий Баранов.

В христианской культуре вообще и в русской культуре в частности тема зачатия и рождения ребенка табуирована, потому изучать ее непросто. Этнография в данном случае опирается на лингвистические и фольклорные данные. Впрочем, многие гипотезы без должного этнографического подтверждения так и остаются лишь догадками, но от этого не менее интересными.

Нет ничего вне ритуала

Серьезное отношение к обрядам – особенность традиционной культуры. Они императивны, обязательны для всех, потому что именно в них проявляется высшая реальность. Именно они делают легитимным и реальным любое событие в жизни человека. Таким образом, если над родившимся ребенком в традиционной культуре не будут проведены определенные ритуалы и обряды, он никогда не станет человеком.

Кроме того, ритуал имеет свойство сжимать и растягивать время. Так, относительно быстрый процесс рождения ребенка с его помощью растягивается на несколько лет: он начинается с самой свадьбы и заканчивается спустя семь лет после появления на свет. Таким образом, многие действия, совершаемые в этот период, можно относить к родильным обрядам.

Роды начинаются со свадьбы

Отсылки к родильным обрядам присутствуют уже в свадебных ритуалах. Так, программирование пола и количества будущих детей происходит именно здесь. Например, невеста может спрятать горшок под передник или платье, и его разбивали на черепки – это своеобразная имитация родов, а по количеству черепков судили о потомстве

Другим важным моментом рождения ребенка (уже не символическим) является зачатие. К слову, в некоторых азиатских странах возраст и сейчас высчитывается именно с момента зачатия, а не рождения. В европейской же традиции происходит смена точек отсчета: до рождения возраст детей отсчитывается с момента зачатия, а после – обнуляется и начинается снова.

Направо пойдешь – сына найдешь

Некоторые правила, которые соблюдались при зачатии, были связаны с противопоставлением правого (мужского) и левого (женского).

Например, чтобы первенец был мальчиком, мужчина должен начинать половой акт с правого бока. Или же мужчине нужно ложиться спать по правую руку от жены. Или же, чтобы получился мальчик, после полового акта женщина должна на некоторое время лечь на правый бок.

Кроме того, к этим парадигмам были привязаны и временные рамки: «мужскими» днями считались четные дни недели (вторник, четверг, суббота) и воскресенье, а «женскими» - нечетные (понедельник, среда, пятница). Время суток и времена года также подчинялись такому разделению.

 

Как предметы влияют на пол ребенка

В других правилах, связанных с зачатием, важную роль играют предметы. Очень важно, каких предметов, находящихся рядом с мужем и женой, будет больше: мужских или женских. В этом проявляется «агентность», субъектность вещей, то есть их способность активно влиять на человека.

Так, например, если супружеская пара положит под подушку топор – стоило ждать мальчика, а если же прялку – девочку. Или же если во время полового акта мужчина будет в шапке – родится мальчик, если же в бабьем платке – девочка.

Рецепты правильного поведения

Также среди правил, связанных с зачатием, есть и те, которые регламентировали поведение супругов. Например, если после полового акта супруги не отвернутся друг от друга и будут лежать лицом – родится мальчик, если же отвернутся – родится девочка. Если совершить половой акт, когда жена испытывает большее желание, чем муж – родится мальчик и, соответственно, наоборот. Также супруги не должны смеяться, если не хотят, чтобы у них родилась дочь.

Существовали и временные ограничения. Например, зачать ребенка нельзя в канун пятницы и воскресенья, в канун двунадесятых праздников и целого ряда других календарных событий: это Рождественский, Великий, Петров и Успенский посты, великие церковные праздники.

Что будет, если нарушить запреты

Детей, которые были зачаты в дни запрета, называли «праздничками». Например, такими считались дети, рождавшиеся ногами вперёд. Обычно люди приходят в этот мир вперёд головой и покидают вперёд ногами, а такие новорождённые претерпевали пространственную инверсию, которая несла в себе и инверсию символическую. Считалось, что из таких детей вырастают колдуны.

Зачатие считается судьбоносным событием в жизни человека. Считалось, что в какой день недеи и в какой час зачат человек, именно в такой же день недели и такой же час он родится и умрет в кнце жизненного пути. Нарушение запретов влияет и на внешний облик ребёнка. Таким образом, размытость и неупорядоченность в зачатии влекла за собой неупорядоченность и недоделанность облика ребёнка. Иными словами, ребёнок рождается больным.

Формула ребенка

Кровь означает родственную связь, в первую очередь между матерью и ребенком. Кроме того, именно с кровью были связаны ритуалы, направленные на вызывание бесплодия или, напротив, на деторождение. Например, рубашку с месячными очищениями кладут на горячую печь и говорят: «Как эта кровь на печке пропекается, так чтобы и дети пропеклись в моей утробе». А чтобы сделать женщину наоборот бездетной, колдунья лила ее менструальную кровь на горячую каменку, и тогда «дети, которые должны были родиться, закричат на каменке разными голосами».

Вторая важная субстанция – это молоко. На нём «замешивается тесто» будущего ребёнка. Кроме того, эта идея содержится в распространённом предписании как можно дольше кормить ребёнка грудью, чтобы не забеременеть вторым. Иными словами, пока молоко идёт вовне, забеременеть невозможно, потому что внутри женщины не хватает субстанции для «создания» ребёнка.

С представлениями о молоке как основе, на которой «замешивается» жизнь, связаны тексты разных жанров про беременность, описывающую ее посредством «творожными» или «сырными» метафорами. Например, загадки, такие как «Под полом, под полом стоит крынка с творогом» (здесь крынка – это тело женщины, а творог - ребёнок).

Третий необходимый компонент – это мужское семя. Известны случаи, когда мать мужа винила именно его в том, что у нее нет внуков, и тогда в семью даже могли пригласить другого мужчину, чтобы появились дети.

Существуют и другие распространенные метафоры деторождения. Например, дети могут выпекаться (тогда появляются образы, связанные с тестом и хлебом), ткаться (с этим связаны, например, обряды с узелками) или выковываться (особенно это распространено в украинских текстах).

«Кто ты такой?»: таинственная природа ребенка

Некоторое время после рождения (по крайней мере, до 7 лет) ребенок остается «таинственным гостем» и сохраняет пограничный статус между нашим и иным миром. Так, в различных заговорах образ ребенка очерчивается через отрицания: проще сказать, кем он не является, чем то, кто он есть. Такой образ можно наблюдать, например, в севернорусском заговоре на ловлю белок (иными словами, как младенец не знает ничего о мире, так и белки пусть не знают меня):

Как родился сей раб младенец, не знает себе ни имени, ни вотчины, ни отца ни матери, ни роду, ни племени, и ни страсти и ни боязни, не имеет в себе ни ума, ни разума и на ногах скорого и тихого хождения, ставания, скокания, и ни пути, и ни дороги, ни днины, ни ночи…"

Таинственная природа новорожденного обыгрывается и в иных ритуалах. Например, если в дом приходит гость, благодаря детям можно понять, живой ли он человек или же мертвец или нечисть. Для этого ребенка сажают в красный угол и заставляют смотреть на гостя: если у него «оловянные глаза» (т.е. неменяющий взгляд) — значит, в дом пришел покойник.

Обряды «узнавания» и «очеловечивания» ребенка

К детям сохранялось отношение как в определнной степени иному для нашего мира, к кому неприменимы оценки и критерии. Поэтому многие родильные обряды были направлены, в том числе, и на «окультуривание», его социализацию. Через крещение, имянаречение, надевание одежды, обучение ходьбе и помещение в колыбель (первый дом) ребенок «очеловечивался».

Тем не менее, дети в этом процессе не пассивны. Ребенок – загадка, которую нужно разгадать, поэтому многие родинные обряды были направлены на его идентификацию. Например, в некоторых случаях обряд имянаречения по своей сути превращался в обряд «имяузнавания». Например, если ребенок родился «обмершим», то повитуха должна взять младенца на руки, поднести его к печке, открыть заслонку и вслух перечислить имена известных ей святых (мужские – для мальчика, женские – для девочки). На какое имя ребенок откликнется - то имя ему и нужно дать. То есть, новорожденный сам, своим криком, подсказывает взрослым, какое имя ему нужно дать.

Наличие правил, запретов, временных ограничений и указаний на места и предметы, которые должны быть обязательны в родильных обрядах говорит об особом языке телесно-пространственно-временного поведения. Это указывает на существование специфической нормативной культуры, которая связана с таинством жизни. Такой свод правил становится некой инструкцией, грубо говоря, рецептом того, «откуда берутся дети».

Лекция «Откуда берутся дети?» - первая встреча в цикле лекций Дмитрия Баранова. В Российском этнографическом музее ожидается ещё две встречи: 7 ноября состоялась лекция «Между мирами: статус беременной в крестьянской культуре», а 19 декабря – лекция «Незнакомые» дети: образ незаконнорожденных детей в русской культуре».

  Алина Бекетова, фото Полины Яновой и Дарьи Есиковой

09.11.2023