Как в трагедии видеть комедию?

Как в трагедии видеть комедию?

Если проследить за творческими людьми, то можно заметить, как они нетривиально смотрят на вещи и как мрачные человеческие отношения превращают в смех. А нам что делать? Тоже хочется видеть свет!

В «Балтийский дом» приезжала индийская театральная компания «Синематограф» с моноспектаклем «Ничего похожего на Лира». За 110 минут я увидела, как в трагедии видят комедию, и готова поделиться с вами мыслями!

По всем законам жанра, когда начинается спектакль, то выключается свет, так? Так! Но почему на сцену вышел клоун? Пересматриваю брошюру. Написано Шекспир, трагедия. Зал улыбается и смеется. В Индии трагедия выглядит так?

Постепенно свет потухает и стираются улыбки зрителей. Сейчас все внимание сосредоточено на клоуне с чемоданчиком. Одинокая фигура  освещается одним пучком света, клоун постоянно спрашивает себя: «Почему я плачу?».

Я долго не могла понять, зачем этот вопрос стал основным в его монологе. Человек на сцене рассказывал об абсолютной любви к своей дочери. Ее первые шаги, первый крик, этапы взросления. На его глазах периодически появлялись слезы. Я ощущала каждой клеткой своего тела эту безусловную любовь, и сильнее всего боялась сейчас услышать боль. Его дочь выросла и уехала. И забыла.

«Один звонок в день? Один звонок в неделю? Она никогда не звонит». Эти слова вызвали мороз по коже. Боль и огорчение, но не тоска! Он говорил без обиды, с чувством полной надежды и любви. С каждым словом все сильнее и сильнее открывалась бездна самых глубоких чувств. Он играл на эмоциональных качелях зрителя настолько профессионально, что отвести дыхание было уже успехом.

«А когда я звоню ей, то слышу: «Пап, я сейчас занята, я тебе перезвоню». Три года прошло. Она ни разу не позвонила».

Такой монолог уже не может удерживать твои эмоции внутри, поэтому скупая слеза все-таки стекает.

Чему можно прямо сейчас научиться актера? Отношением к ситуации: его самый близкий человек забыл о нем. А он? Он до сих пор полон надежд и собирается взять первый билет на поезд к ней. Безумие. Абсолютное безумие чувств.

В ссоре принято все усложнять, когда можно было просто любить.

Наш герой приезжает к своей дочери, она живет в большом доме, у нее много работы и много слуг. Он с большим трепетом заходит в квартиру.

«Пап, у меня сейчас конференция, давай позже». Он ждет. Он полон надежд и настоящего счастья. Однако дочь отталкивает его и конец истории становится очевидным..

«Я пришел в ярость, и сказал: Пошла к черту». Но любить не перестал и никогда не перестану.

Эта абсолютная трагедия, с абсолютной комедией и верой.

Нужно верить и любить, даже если кажется что невозможно - именно такую мысль транслировали режиссер Раджат Капур и актер Винай Патхак.

Дарья Есикова

Фото предоставлено пресс-службой XXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»

09.11.2023