Хлеб всему голова… Как в Гунибском районе создавались семьи

Хлеб всему голова… Как в Гунибском районе создавались семьи

В Гунибском районе, на вершине высоких гор, живут аварцы - один из старейших и богатых этнических групп Кавказа. В их культуре свадьба считается значимым событием, которой уделяется особое внимание. Тысячелетняя культура гунибцев богата традициями, приметами и поверьями, связанными с процессом бракосочетания. До сих пор практикуются, хоть и реже, близкородственные тухумные браки.  Кроме того, не редкость и союзы семейные, организованные согласно колыбельному сговору, когда судьба невесты решалась уже в самом раннем возрасте.

Удивительно, но невестой вполне могла стать девочка в возрасте от 5 до 10 лет. Нередко родители выбирали для сына трудолюбивую и работящую невесту. Считалось правильным выбирать невесту по материнской линии, так как горцы верили, что хорошая мать способна родить добрую и заботливую дочь.

В селе Мегебе до сих пор сохраняются ритуалы старинных свадебных обрядов, которые практически не изменились со времен своего возникновения. Один из них связан с хлебом, и хлеб этот решал судьбу девушек. 

Согласно адату, мать жениха выпекала вкусный хлеб и, заворачивая его в белоснежный платок, относила в дом девушки, которая понравилась сыну и выставляла на видное место. Разговор вели на любые темы, но о сватовстве не говорили. Через три дня мать жениха возвращалась и забирала свой платок с хлебом. Если хлеб оказывался свежевыпеченный – значит, предложение принято и начиналась подготовка к свадьбе. Если оставался нетронутым – отказ. Разломленный же хлеб говорил о том, что девушка просит время на раздумье.

«Родители девочки начинали ее подготовку к будущему замужеству с самого ее рождения и собирали для нее приданое. В приданое непременно входили 10 одеял, 15 подушек и 10 матрацев. Мать также собирала много серебряной и медной посуды для своей дочери. Девушка получала от родителей все необходимое для домашнего обихода и хозяйства. Все сельчане приходили осматривать приданое невесты. Мне тоже мама все собирала с раннего детства и даже собрала больше положенного», - рассказывает 92 -летняя местная жительница Арапа Самедова.

В день свадьбы мать доставала свой свадебный наряд, который принадлежал ее прабабушке, и передавала его дочери. Этот наряд надевался только в день свадьбы и после аккуратно складывался в сундук, где он оставался до торжественной даты следующего поколения. Таким образом, свадебный наряд передавался по наследству из поколения в поколение.

После подтверждения предложения о сватовстве проводился ритуал обручения под наблюдением уважаемых почетных тухумов. Затем начинали готовиться к свадьбе, которая обязательно включала религиозный обряд заключения брака - магьар. Свадьба, как правило, назначалась на период окончания осенних полевых работ, наиболее подходящий сезон для проведения событий в сельской местности.

Свадьба в аварских аулах была огромным событием и длилась три дня, независимо от финансового положения молодоженов. Первые два дня торжество проходило в доме жениха, а на третий день переносилась в дом невесты. Звуки зурны и барабана эхом разносились по горам, создавая театрализованное зрелище. При проводе дочери в чужой дом мать давала ей наставления: «Дом мужа словно жаровня, горящая для жены. Если придется съесть колос пшеницы, сделай это, чтобы свекровь не увидела твоих слез, а муж не услышал твоих стонов». Невесту провожали ночью с горящими факелами, прикидываясь животными, в овчинных тулупах, вывернутых наизнанку, и сопровождали песнями и танцами, чтобы отпугнуть злых духов.

«Ряженые начинали соучастие в свадебный день, предшествующий переводу невесты в дом жениха. Вечером этого дня они появлялись в доме невесты, изображая жениха и невесту, в сопровождении друзей жениха, с музыкой. Иногда под видом одного из ряженых сюда мог явиться и жених... Ряженые устраивали шуточную борьбу между собой. Они осыпали присутствующих толокном, мукой, осмеивали и подвергали шутливому наказанию «нарушителей порядка»», - пишет Алмаз Исмаилова, кандидат исторических наук, в своей работе «Свадебные обряды народов Дагестана».

Во время суматохи родственники и друзья жениха украдкой выносили из дома невесты какой-нибудь домашний предмет, согласно обычаю. Этот предмет не возвращался, а оставался в доме жениха.

В Мегебе невесту провожали в дом жениха несколько часов, даже если она жила рядом. Впереди шла старшая подруга с подносом халвы, раздающая нарезанные кусочки с пожеланиями для невесты. Свадебная процессия останавливала движение на узких улочках аула, требуя выкупа, и не пропускала проходящих.

Тамара Самедова

Фото – архив Музея истории города Махачкалы

08.11.2023