Татар лечили, а калмыков азбуке учили

Татар лечили, а калмыков азбуке учили

Музей-заповедник «Старая Сарепта» на юге Волгограда - место уникальное. На территории маленькой немецкой слободы исторически переплелись культуры нескольких народов. Колония, основанная гернгутерами, прибывшими в волжские степи  по приглашению Екатерины II и сумевшими наладить связь с коренным населением Российской империи, объединила русских, немцев, татар, калмыков и представителей других народов, испокон веков обитавших в Нижневолжском крае. Все многообразие традиций отразилось на повседневной жизни обитателей поселения, которыми в большинстве своем были немцы.

На перекрестке традиций

На юге Волгограда, среди десятков однотипных бетонных многоэтажек сохранился удивительный уголок XVIII века с домом пастора, аптекой, торговой лавкой и домами в стиле саксонского барокко, а также лютеранской кирхой, где до сих пор идут службы, а на белоснежной башне-звоннице по воскресеньям бьет колокол.

Немецкая колония в волжских степях появилась в 1765 году. Основали ее гернгутеры, получившие свое название от города Гернгут.

Проповедовали гернгутеры преобладание общественной собственности над частной и считали всех окружающих братьями и сёстрами. «Донести слово Христа не христианским народам», - с такой великой миссией немцы направились в Россию.

Но все эти попытки завершились неудачно, так как местное население принимало представителей общины за секту, а некоторые даже попадали в тюрьму. Но все изменилось, когда на престол взошла Императрица Екатерина II. В 1763 году она издала Манифест, который приглашал всех желающих из стран Западной Европы переселиться на неосвоенные земли Российской Империи. Немцы из Гергнута воспользовались этой возможностью. Так в Нижнем Поволжье возникло необычное немецкое поселение, которому дали название – Сарепта -  от речки Сарпа, что протекала рядом.

Попадая на территорию колонии сегодня, словно погружаешься в историю.

В доме аптекаря аутентичный интерьер, не искажающее реальность венецианское зеркало, потрясающие музыкальные инструменты, уют и тепло. Культура и быт того времени очень хорошо подчеркнуто в таком месте.

В кирхе, как и несколько веков назад, все также идут службы и венчаются молодожены. С той лишь разницей, что браки теперь заключают по  любви, а не по жребию.

- Гернгутеры в то время полагали, что жребий - эта «рука господа», а он не может ошибаться. Но любовь в итоге победила, - рассказывает о традициях предков потомственная сарептянка Нелли Третьякова (Мейдер).

Ее родители в 1927 году венчались в кирхе Сарепты по старым традициям. Спустя годы в этой же церкви обряд венчания совершила и Нелли со своим супругом Вадимом.

 

Нелли и Вадим Третьяковы-Мейдер на свою золотую свадьбу реконстриуровали обряд венчания в евангелическо-лютернаской кирхе Сарепты. Фото из семейного архива.

 

 

С середины XIX века жребии отменили, браки заключались по любви, и не возбранялись немецко-русские семейные союзы.

Но все же главной миссией гернгутеров было нести слово Божие представителям других конфессий. Объектом миссионерской деятельности жителей Сарепты стали калмыки. В общину мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Это зародило основы многовековой национальной и конфессиональной терпимости сарептян.

Сарептяне создали калмыцкую азбуку и способствовали развитию национальной письменности, дружно жили с калмыками, татарами, лечили их бесплатно.

- Немцы учили калмыков медицине, а те помогали сарептянам разводить скот и выращивать разные растения. Мои деды, к примеру, по линии матери занимались бахчеводством, - вспоминает Нелли Третьяковой (Мейдер):

Со степным уважением

«Муравей мал, а гору копает» - гласит калмыцкая пословица. Действительно, кому как не трудолюбивым предкам ойратов руководствоваться таким постулатом! Ведь с самого своего появления в волжской степи и по сей день эти люди доказывают, что терпенье и труд – это лучшие средства на пути к поставленной цели.

Калмыки мастерски занимались кожеобработкой, валянием войлока, резьбой по дереву, а также тиснением по коже, чеканкой и гравировкой по металлу. Продавали свои товары в Сарепте, которая была крупным центром торговли Нижнего Поволжья. Именно здесь калмыки наладили сотрудничество со всеми остальными жителями степи: немцами, татарами, русскими.

 

Талантливые ремесленники, бесстрашные воины, укротители степи - и это далеко не все, что можно сказать о калмыках. История этого народа поистине удивительна: являясь предками ойратов, калмыки отделились от них, чтобы основать свое собственное государство – Калмыцкое ханство. Вместе с собой на новое место обитания калмыки привезли не только свой общественный уклад, но и свою религию – тибетский буддизм. Который, кстати, по сей день исповедуют в Республике Калмыкия.

Буддизм – одна из самых мирных религий мира. Исповедуя его, калмыки привыкли относиться к окружающим их людям с уважением. Чтобы зафиксировать свои жизненные принципы на бумаге, калмыки еще в 1640 году приняли «Степное уложение», в котором множество статей были посвящены самым незащищенным слоям населения: старикам, женщинам и детям. Однако законы – далеко не единственный документ, с помощью которых мы можем судить о жизни этого уникального народа, ведь до наших дней дошел народный калмыцкий эпос – Джангар. В нем рассказывается о стране счастья и благоденствия Бумбе, где все: и мужчины, и женщины одинаково счастливы.

Несмотря на усилия немцев-сарептян обратить калмыков в христианство, степной народ остался верным буддизму и исповедует эту религию по сей день.

В тесноте, да не в обиде

Поскольку Сарепта возникла в российской глубинке, то неподалеку располагались хутора и деревни русских крестьян. У немецких колонистов складывались с ними доброжелательные отношения. Русские крестьяне заимствовали у немцев умение выращивать табак и горчицу, а те с усердием учили русский язык и приобщались к русской культуре.

Керамические плошки, самовар, стол с льняной скатертью, колыбель,  прялка  – именно так выглядела обстановка в крестьянском доме. Жили довольно скромно, но, как говорится в известной пословице: «В тесноте, да не в обиде». В типичной русской семье детей рождалось много, но, к сожалению, не все выживали, некоторые умирали от болезней в первые годы жизни. Матери безумно любили своих детей, но жестокие жизненные условия заставляли людей принимать удары судьбы.

Новорожденного ребенка было принято класть в зыбку. Это плетеная люлька, подвешенная к потолку, где и спал младенец. Мать практически всегда была занята работой, поэтому за ним присматривали старшие дети или бабушка с дедушкой. Основной детской пищей было материнское молоко. Если по каким-либо причинам у матери не было молока – малышу находили кормилицу или поили козьим. Примерно в полгода ребенка начинали кормить гречневой кашей, а в год он уже пробовал похлебку. В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях.

Браки в крестьянской среде были ранними. Сейчас принято, что брак должен быть заключен с 18 лет, в крайних случаях с 16-ти. Хотя в XVIII веке вполне подходящим для счастливой семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступить девушки с 16 лет, а юноши с 18-ти.  Крестьянских девушек часто отдавали замуж без их согласия, мнение женихов тоже не всегда учитывалось. Зато дети часто придавали огромное значение родительскому благословению.

Нельзя не отметить гостеприимство русского народа. Это готовность впустить чужого человека в дом.  Для гостеприимного человека дом – это место, куда он рад пригласить гостей. Русская пословица: «Хоть не богат, а гостям рад», которая говорит о том, что гость для русского человека – радость в любой ситуации. Хлебосольный хозяин очень любит угощать своих гостей. Он безумно радуется, когда много едят и желает наложить дополнительную порцию. Угощения должны быть многочисленны и разнообразны.  Существуют хозяева, которые не отличаются хлебосольством. «Скатертью трясет, а на стол не несет!» - эта русская пословица звучит как насмешка над жадностью хозяина, который оставил уважаемых гостей без угощений. Это является нарушением традиций и правил приличия. 

А еще у нижневолжских крестьян было немало суеверий. К примеру, в середине 19 века в Сарепте, первыми на Нижней Волге, посадили картофель. Крестьяне называли его «чертовым яблоком» и даже устроили «картофельный бунт». Что впоследствии не помешало картошке стать вторым хлебом на крестьянском столе.

Еще одно суеверие – просыпать соль к несчастью. Считается, что эта примета появилась во времена бунтов и восстаний на Руси в середине 17 века, когда соль в буквальном смысле была на вес золота. Поэтому считалось – просыпать драгоценную вещь – ссора в доме.

Существует различие традиций в зависимости от места проживания, но этот народ все равно объединяет широта русской души.

Не утрачивая колорита

Еще одними степными соседями сарептян были татары. Это народ с богатой историей и культурой. Но главное они дружелюбные, гостеприимные, душевные, веселые и самобытные. Это солнечный народ, который дарит свое тепло всем, с кем живет по соседству. А, как правило, у татар всегда было много соседей других национальностей.

Дом для татарина, как и для каждого человека, ‑ самое уютное и любимое место. Жилище являлось лицом народа, отражением его характера. В центре дома находилось специальное место для гостей. На столе всегда были свежие фрукты и угощения, что показывало ‑ татары очень гостеприимный народ и всегда готовы радушно встретить гостя, который к ним пришел. Особое внимание уделялось посуде.

Несомненно, в таких домах проживали семьи, в которых царили любовь и взаимопонимание. Семьи татар, как правило, многодетные, в них уважают и почитают старших. Женщина - прежде всего хозяйка. Мужчина - глава семьи и кормилец.

Мало кому известно, но татары были искусными рукодельниками. Их отличало умение шить. Техника гладкого золотого шва, которая появилась в традиционной одежде татар, сейчас широко используется всеми людьми. Ичиги (сапоги татар) ‑ это отдельный вид искусства, они сделаны из натуральной кожи, на сапоги наносился узор, и иногда они даже передавались по наследству, так как это очень важная и дорогая обувь для представителей данного народа.

Сегодня в результате ассимиляции все больше становится смешанных национальных семей. Большинство современных татарских семей ведут светский образ жизни. Национальная одежда надевается исключительно в особых случаях ‑ по праздникам или используются при исполнении татарских народных танцев и песен.

Волгоградские татары сегодня принимают активное участие в различных городских мероприятиях и организовывают их сами. Они стремятся показать другим народам свою культуру и быт.

Несмотря на все социальные изменения, татары не потеряли, да и не потеряют никогда главного – своей красивой национальной души.

Все эти народы уже несколько веков в мире и согласии живут на территории Волгоградской области. На месте бывшей немецкой колонии сегодня располагается этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта», где сохраняют и чтят традиции народов юга России. Представители многих народов проводят совместные праздники. Дружба, начавшаяся в XVIII веке, сохраняется по сей день.

Студентки ШМЖ Вера НАУРЗОВА, Юлия МАХФОЗ, Ксения БЕДРОСЬЯН.

Фото Ольги Бондаревой и Ксении Бедросьян.