От креста до кутейничка: погружение в быт староверов

   От креста до кутейничка: погружение в быт староверов

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как часто мы сталкиваемся с культурой старообрядцев? Что знаем о быте староверов? Почему изучение этого культурного пласта является актуальной темой для исследований?

Данными вопросами я задалась после посещения выставки «Старообрядчество — ларец традиций». Выставка прошла в Иркутске. В экспозиции были представлены настоящие предметы быта староверов, которые используются ими до сих пор. Стоит отметить, что атрибуты по традиционному назначению используют не все существующие староверческие общины: в одних принято вести образ жизни как столетия назад, без использования новейших технологий, в других допускается использование минимального количества современных предметов, например, первой необходимости.

Кто такие староверы

Из школьного курса истории многие помнят о церковном расколе, произошедшем в XVII веке. Тогда из-за реформ патриарха Никона русская православная церковь разделилась на два течения: «нововерцев» и «староверцев». Течения отличались рядом обрядовых догм (количеством земных поклонов, стандартом иконописи, осенением крестным знамением: «двоеперстие» у староверов и «троеперстие» у нововерцев). Однако о самой культуре староверов обывателям известно не так много, а кто-то и вовсе считает, что староверов уже давно нет. Чтобы развеять этот стереотип и углубиться в изучение культурного кода старообрядцев, я решила рассказать о нескольких экспонатах выставки.

Лестовка (от старославянского слова «лествица» – лестница) является старообрядческими чётками. Вид лестовки символичен, представляет собой образ молитвенного восхождения с земли на небо. Основанием атрибута («землёй») являются четыре лапостка, которые символизируют четырех евангелистов. Треугольная форма лапостков является олицетворением Троицы, а обшивка представляется евангельским учением. От лапостков начинается дорожка («небо»), представляющая собой ремешок из кожи или ткани, состоящий из ступеней-бобочков (в форме бочонков; округлых бревнышек или «свитков с Иисусовой молитвой»). Число бобочков (109), включает в себя определённые христианские категории. Например, количество чинов ангельских (9), число недель нахождения Христа во чреве Богородицы (38), количество пророчеств о приходе Спасителя (17). Лестовку как религиозный атрибут используют при молении – считают молитвы и поклоны. Создавать предмет положено только монахам и благословленным людям. Материалом для изготовления лестовки может служить ткань, кожа, разные плетения, береста и дерево. Существует несколько видов лестовок, например, дорожные. Отношение к каждому виду у староверов строго регламентировано.

Подручник (или на старообрядческий лад «подрушник»). Этот атрибут представляет собой коврик-подушечку, на которую кладутся руки при земных поклонах, чтобы обряд совершался в чистоте (считается, что грязными руками человек оскверняет Бога при молении). Его делают из разных тканей. В зависимости от назначения атрибута (праздничный или повседневный), будет зависеть дороговизна использованного материала. Внутренняя сторона подушечки набивается чем-нибудь мягким, например, травой (мятой, чабрецом). Лицевая сторона атрибута обычно представляется в виде «шашечек»: квадратов или ромбов, варьирующихся от 9 до 21. Количество квадратов на лицевой стороне имеет символическое значение: 4 – 4 евангелиста, 5 – Христос и евангелисты, 9 – 9 чинов ангельских. Дополнительной деталью подручника является петелька, которая позволяет хранить предмет на стене. Обычно подручник вывешивают прямо под молельным углом.

Частью молельного угла является и карман. Это настенное украшение, состоящее из четырёх тканевых квадратов, сшитых по вертикали. Атрибут вывешивают в доме: с двух сторон от «божницы» – полки с иконами, образуя сакральную зону. У некоторых представителей староверия предмет может размещаться на улице: на внутренних косяках окон, тем самым выполняя защитную функцию. Карман вместе с иконой обязательно входит в приданое невесты. Материалами для его изготовления служит шёлк, шерсть, парусина, ситец. Дополнительными украшениями изделия могут быть ленты и воланы, вышивка из ниток.

Кутейник. Если говорить современным языком – это ёмкость для ритуальной каши–кутьи. Крышку и дно кутейника изготавливают из дерева. Внешняя поверхность может быть расписана растительным орнаментом, обязательно присутствует один волнообразный шов. Края могут быть обиты дополнительной полоской бересты.

Одежда у старообрядцев несет особый религиозный смысл: после рождения ребёнка обязательно проводится трёхпогружательное крещение, состоящее из трёх основных вещей: пояса, крестильной рубашки (шита крестом – во время крещения человека облекают в крест) и самого нательного креста.

Крест нательный – традиционный религиозный атрибут, который одевается на ребёнка во время обряда крещения вместе с рубашкой и поясом, сопровождает владельца всю жизнь. Крест изготавливают из бронзы или меди, он имеет две основные формы. Женскому кресту присуща лепесткообразная округлая форма, обрамляющаяся завитками. У мужского креста форма прямая, не предполагающая украшений. На обратной стороне помещён текст: «Да воскреснет Бог...» из 67-ого псалма.

Пояс-тельник является вторым обязательным атрибутом религиозной одежды. Его повязывают на голое тело (в области пупка), под крестильной рубахой во время обряда крещения. Пояс носят всегда, не снимая. Если вещь истощалась со временем, то мастер с молитвой её чинил. Пояс имеет защитную функцию и изготавливается из шерсти.

Второй пояс – домотканый, носится поверх рубахи и является дублирующим. Его можно снимать и менять. Ткать пояс разрешено любой женщине (рукодельнице; ткачихе). Как и «тельник», он несёт защитную функцию. Вид и форма может варьироваться в зависимости от случая, по которому пояс надевается: повседневный, праздничный, молельный, мужской, женский, взрослый или детский. Обычно пояс ткут из нитей (конопляных или шёлковых) и украшают орнаментом.

Пускают не всех

Иркутск – один из старейших городов изучения старообрядчества. Видные ученые-исследователи (А. П. Щапов, А. М. Селищев, М. В. Муратов) занимались вопросами сохранения культуры и быта общин как Иркутской области, Бурятии и Забайкалья, так и других регионов: Красноярского края, Урала, Алтая. Изучение старообрядчества является актуальной темой для исследований, ведь староверы существуют и сегодня. Однако практическое изучение культуры зачастую вызывает трудности: общины староверов находятся вдали от цивилизации («спасение от беса – уход в лес»), что затрудняет возможность контакта с населением. Кроме того, не все старообрядческие общины морально готовы принять у себя в гостях пришлых, они боятся, что с их приходом в общину могут попасть новшества, которые могут негативно воздействовать на установленные вековые внутренние обычаи. К исследованию старообрядцев допускаются только люди, заслужившие доверие общины. Несмотря на это, изучение культуры ведется не только в России, но и в Японии (есть центр изучения старообрядцев), в США, Канаде, Боливии, Новой Зеландии, Монголии и других странах, куда расселялись старообрядцы с конца XVII в. до середины XX в.

Юлия Гришан

Фото автора

06.11.2023