Большой этнографический диктант: узнать Россию и удивиться
3 ноября в воронежской библиотеке им. Никитина прошел Большой этнографический диктант. В нем смогли принять участие люди разных возрастов и, возможно, узнать что-то новое о своей стране.
Этнографический диктант начинается в 11.00, надо спешить. Уже иду по улице Кирова. Надо идти вперед, и вот уже виден театр оперы и балета. Значит, напротив находится библиотека.
Я на правильном пути.
Захожу в здание, вижу столики регистрации и рядом с ними очередь, а в ней курсанты.
Неужели даже курсанты пришли писать этнографический диктант?
Прошла регистрацию, нашла лестницу. Поднимаюсь на третий этаж и сразу направо. 301 кабинет, и вот я пришла.
Ого, это не просто кабинет, а большая аудитория с большим количеством посадочных мест. Сяду где-нибудь посерединке и буду ждать. До начала еще 20 минут.
Время проходит, а людей все больше и больше. Так, а там пришли две женщины, одна из них одета в традиционную одежду Кореи.
Выяснилось, что это представители корейской диаспоры. Они приходят на диктант с тех самых пор, как он появился. Им очень интересно знать, какие вопросы будут в этом году.
Время уже 10.55. Все заняли свои места.
11.00.
Перед стартом диктанта с речью выступила исполняющая обязанности директора библиотеки им. Никитина Лариса Символокова. Свое слово сказали также секретарь Национальной палаты при Губернаторе Воронежской области Александр Тимашов и директор - главный редактор журнала «Подъем» Иван Щёлоков.
И вот нам раздали три листа: первый - это вопросы, второй - это бланк для ответов, третий нужен, чтобы записать свои ответы, и, когда правильные станут доступны в интернете, проверить их дома.
Диктант проходит в форме тестирования. И пока начало не такое и сложное. Надо всего лишь ответить, кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно конституции РФ?
Ну тут, я думаю, каждый знает, что это ее многонациональный народ.
А вот, например, интересный вопрос: «Согласно якутской традиции, если женщина хочет подчеркнуть уважительное отношение к своему мужу, то как она его называет?». Всего было несколько вариантов ответа: друг, любимый, защитник, старик. Конечно, если исходить в какой-то степени из логики, то можно предположить, что это «защитник».
Но это оказалось не так. На самом деле правильный ответ - «старик». Согласно якутской традиции, уважение к мужу выражается в наименовании его «стариком», какого бы возраста он ни был.
Я глубоко удивлена до сих пор…
Всего вопросов было 30, и немало подобной сложности.
Вот диктант закончился. Я поговорила с Юрием Размиковичем - помощником председателя воронежского регионального отделения армянской общины. Вот что он думает о Большом этнографическом диктанте:
-Очень много интересных вопросов. Самое интересное, что я впервые столкнулся с вопросами о народах Севера, Дальнего Востока и традициях русского народа. К сожалению, в наших школах и в наших институтах очень мало уделяется внимания древней и современной культуре нашей страны. Страна многонациональная, очень много народов, конечно, все охватить нельзя, но даже эти вопросы акцентировали внимание по секторам: народы Дальнего Востока, народы Приуралья, народы Севера, центральной России, народы Кавказа. Это нужно, чтобы у детей складывалось впечатление, что Россия - прекрасная многонациональная страна. А ее величие в том, что она своей культурой не порабощала другие народы, не унижала их достоинства, а наоборот, русский народ впитывал культуры других, и становился сильнее.
Действительно жаль, что чем больше проходит времени, тем меньше мы знаем, о народах, проживающих в нашей стране. У нас большое культурное наследие, которое очень интересно по своей сути.
А если и вам стало интересно пройти Большой этнографический диктант, то он доступен онлайн в интернете с 3 по 8 ноября.
Марина Магомедсултанова
06.11.2023