Колдуны из преданий Коми края

Существовали ли колдуны в Коми крае на самом деле? Где они жили? Какими силами обладали? Злые они или добрые? А сколько их вообще было? Так много вопросов и так мало ответов. Где же найти информацию о фольклорных героях с колдовскими способностями? Правильно, в этой статье. Еще больше о колдунах можно узнать из материалов исследователей коми фольклора, а некоторые предания о тунах до сих пор можно услышать от местных жителей.
Большую роль в культуре Республики Коми играет фольклор. Он богат самыми разнообразными жанрами: сказками, преданиями, былинами, пословицами, поговорками, частушками, песнями.
Чаще всего из поколения в поколение передаются легенды, которые рассказывают о традиционных ценностях, нормах и мифах народа Коми. Многие из них описывают силу природы, отношения между людьми и духами, а также исторические события и героические поступки.
Одними из самых увлекательных и таинственных персонажей преданий являются колдуны, в Коми их ещё называют тунами. Их образы отражают мистическую и магическую сторону коми культуры. Из преданий мы узнаем об их колдовских способностях, сверхъестественных силах и контактах с духовным миром. Давайте поближе познакомимся с некоторыми тунами.
Вежайка
Герой коми-зырянских легенд, могучий нижневычегодский колдун. Он жил в деревне Шежам Усть-Вымского района, умел произносить наговоры и влиять на события. По преданию, боролся с другим туном Пеляйкой. Место, где погиб колдун Вежайка, названо его именем: Вежайка – деревня в Усть-Вымском районе Республики Коми.
Ёма
Колдунья, ведьма, один из наиболее популярных мифологических и фольклорных образов Коми, в какой-то степени аналог русской Бабы Яги. Она хозяйка злаков и хлеба, флоры и фауны и всего леса. Живёт Ёма в дремучем лесу, в лесной избушке, её слушаются звери и птицы. Также эта мифологическая героиня является покровительницей женских ремёсел: ткачества, прядения – и хранительницей волшебных предметов: клубка, веретена, иглы, блюдечка с наливным яблоком. Коми-зыряне называют Ёмой старую, сварливую и злую женщину.
Кöрт-Айка
Верхневычегодский могучий колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском. Кöрт-Айка наделен чудовищной силой и колдовскими способностями, которые использовал против людей. Также он обладал неограниченной властью над стихиями. Основным занятием Кöрт-Айки было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал железной цепью, протянутой через реку. Таким образом, Кöрт-Айка был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел. В честь этого героя с 2014 года в селе Корткерос проводится фестиваль кузнечного искусства «Кöрт Айка» (Железный человек).
Скульптура Железного человека раньше стояла на въезде в село Корткерос. Теперь она перенесена к Корткеросской иблиотеке им. М.Н. Лебедева.
Кыска
Могучий печорский колдун (тун), герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском. Согласно этой легенде, Кыске не понравились проповеди Ульяны, которая стала помощницей Стефана после крещения верхневычегодских коми-зырян. Тун решил наказать девушку, схватил её и, пленившись красотой Ульяны, решил увезти ее с собой на Печору в качестве наложницы. Но, связанная и брошенная в лодку, Ульяна сумела выброситься за борт и утонула в Вычегде. За её гибель решил отомстить Стефан. И когда он все-таки добрался до туна, смерти колдуну было не избежать. На месте гибели Кыски Стефан построил церковь и Троицко-Печорский монастырь.
Мелейка
Мезенский колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском. Он, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией. Герой предстает в фольклоре через состязание со Стефаном, где они мерялись силой и произносили множество заговоров в сторону друг друга. Но убить Мелейку получилось лишь после того, как, по его же совету, ему разрезали нательный пояс.
Ошлапей (Медвежьелапый)
Колдун, герой коми-зырянского предания о Стефане Пермском. Он жил на нижней Вычегде, недалеко от села Туглим и имел человекоподобный вид, за исключением заячьей губы и медвежьих лап вместо рук. Могучий тун обладал властью над водной стихией и даром оборотничества. До принятия жителями Туглима христианства он жил в уединенном логове, занимался охотой и не обижал своих соседей. Но когда те крестились, Ошлапей стал их злейшим врагом: он похищал их скот, без причины нападал и убивал людей. Отчаявшиеся туглимцы обратились к Стефану Пермскому с просьбой защитить их от кровожадного туна. Одолели колдуна с большим трудом, а на месте могилы Ошлапея впоследствии возникло село Ошлапье.
Паляйка
Нижневычегодский колдун, герой коми-зырянских преданий. Он жил в деревне Тыдор и обладал могучей властью над стихиями и животным миром. По одной из легенд, боролся с Вежайкой и его людьми. По другой, тун состязался со Стефаном Пермским, чтобы определить, какая вера – языческая или христианская – сильнее. Объектом испытания была выбрана водная стихия. По итогу битвы после долгих мучений Паляйка был убит.
Тунныръяк
Могучий колдун, фольклорный герой верхневычегодских коми-зырян. Колдовскую силу Тунныръяку обеспечивали находившиеся в его распоряжении шесть духов-помощников. По другой версии, он научился колдовать, находясь на Волге в шайке разбойников. Тун обладал властью над водной стихией, мог предсказывать будущее и путешествовать по дну реки на большие расстояния, соблюдая при этом одно условие – не трогать проплывающих мимо него рыб, но иногда Тунныръяк сам принимал вид рыбы. Свои колдовские способности Тунныръяк использовал преимущественно во вред людям. Например, возглавляя шайку разбойников, он разорял селения и грабил проплывающие по реке судна при помощи заговора. Поскольку Тунныръяк, как и другие туны, был неуязвим для обычного оружия, с ним также долго не могли справиться. По вариантам народной этимологии, прозвище Тунныръяка, который передвигался со скоростью ветра, происходит от слов ТУННЫР - «ветер, предваряющий грозовую тучу» или ТÖЛНЫР - «ветерок».
Тювö
Сильный тун, верхневычегодский коми-зырянский фольклорный герой. Он обладал могучим колдовским даром, у него был уникальный дар к способности телепортации, ему настолько сильно подчинялась водная стихия, что однажды он заставил дождь идти две недели. Находясь под водой, Тювö может передвигаться на большие расстояния, путешествуя из одного селения в другое. В современном коми-зырянском фольклоре Тювö приписывается дар предвидения, в частности, он предсказал появление многих современных технических достижений: железных коней (тракторов), птиц (самолетов) и железной паутины (линий электропередач).
Конечно, это далеко не все магические существа, которые бытовали в мифах и преданиях коми народа. Также возможно, что не все сказания о колдунах дошли до наших дней. Поэтому, кто знает, сколько их было на самом деле, и вымысел ли это вообще? Но изучение уже известных нам героев легенд позволяет людям глубже понять и сохранить культуру, традиции и историю Коми края.
Екатерина Матвеева
Репродукции картин Василия Игнатова
05.11.2023