Якутский мужской ремень: история, традиции, современность
Обществом на протяжении его развития постоянно ищутся оптимальные формы межкультурного взаимодействия. И все это время в той или степени происходит культурная ассимиляция. Она включает в себя не только освоение языка, но и принятие привычек, норм и ценностей новой культуры. Это может включать изменение праздников, обычаев, семейных структур. Одним из ярких отражений является изменения формы, стиля, цвета одежды. Сегодня я хочу поговорить о якутском ремне.
Якутская национальная одежда мужчин и женщин богата различными элементами, но особенно большое количество присуще именно женской одежде. Какие же предметы одежды были у мужчин? Особенное место в комплексе занимает ремень, выполняющий хозяйственные и торжественные функции. Об этом нам рассказала Нарыйа Алексеева, арт-директор ювелирной фирмы «Мастерская Петра Алексеева», преподаватель ювелирного дела в колледже «Айар-Уустар».
- Нарыйа Петровна, расскажите о вашей Мастерской и её главном мастере Петре Алексееве.
- Пётр Кузьмич Алексеев профессионально занимается ювелирным делом. В начале 1990-х годов он окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, готовившее мастеров народно-художественного промысла. После этого работал на якутской фабрике «Сардаана», где изготавливал ювелирные изделия.
Тогда же, он выполнил заказ Сокровищницы Республики Саха (Якутия) на изготовление якутского мужского составного ремня. Он называется “харах кур”. Сейчас он находится в фондах Гохрана Якутии. Именно этот заказ вдохновил его на создание новых изделий в национальном якутском стиле.
- Скажите пожалуйста, а на основе каких данных вы воссоздали якутский мужской ремень?
- Для его создания он изучил большой объем литературы, музейных экспонатов Якутска, районов республики, а также Хабаровска. Кроме того, он консультировался с учёными-этнографами. По итогам этой колоссально проделанной работы, он понял, что его можно делать в различном множестве стилей. Именно тогда он пришёл к выводу, что нужно не только воссоздавать исторически правильные ремни, но и создавать новые варианты с авторским видением.
- Как же сегодня делается якутский мужской ремень?
- В своей работе мы основываемся на тех ремнях, которые изготавливали в XIX веке. Раньше их делали по технологии литья металла в землю, в основном это было серебро с примесями. Сейчас же используется серебро 925 пробы, и метод современного литья. Серебро для придания старинного вида обязательно оксидируется. Пряжки ремней мы решили делать по традиционному принципу. Обязательно на металлические части ремня наносятся обереги, они могут быть круглыми или восьмиугольными. Например, восьмиугольная пряжка говорила о том, что он её владелец из зажиточной семьи.
Что касается кожи для ремня, то в старину бралась тонкая кожа рогатого скота, которая была не совсем долговечной. Сейчас мы используем кожу других животных, но важно отметить – без применения химических составов. Нами она частично обрабатывается, а в конце проводится вощение (прим. — покрытие воском).
- В чем принципиальное различие женского и мужского ремня?
- Прежде существовал интересный момент: мужчины носили ремни тонкие, а женщины широкие. Сейчас же под влиянием современности сложилась обратная ситуация. Немаловажным элементом отличия является узор – в женских ремнях он более стилизован. Мужской ремень менее богат по оформлению, но имеет уже практическое значение. На него можно вешать традиционный якутский нож, являющийся неотъемлемым универсальным хозяйственным и ритуальным предметом. А также «дэйбиир» (прим. — махалка из конского волоса), имеющая аналогично якутскому ножу ритуальное и хозяйственное значение.
- Как сейчас используют якутский мужской ремень?
- Конечно, в данное время якутский ремень располагает ритуально-торжественными функциями. Он является частью национального костюма, который носится во время праздников, официальных мероприятий. Ремень часто преподносят в качестве дорогого подарка. А иногда даже носят и в повседневной жизни вместо классических. Это показатель возрождения национальной культуры, а также того, что люди тянутся к традициям, своим корням.
- То есть это можно считать развитием якутской культуры?
- Да, обязательно. Потому что, в ХХ веке множество изделий, имеющих высокую художественную и историко-культурную ценность, было потеряно. Что-то было вывезено в другие музеи, а что-то было переплавлено на другие нужды, а часть просто пришла в негодность. Восстанавливая и развивая предметы материальной культуры якутского народа, мы даём возможность людям не только глядеть на своё наследие в музеях или на выставках, но и непосредственно использовать в реальной жизни.
Александр Герасимов
05.11.2023
https://keskil14.ru/yakutskij-muzhskoj-remen-istoriya-traditsii-sovremennost/