Трудно, но счастливо: жизнь оленеводов-кочевников

Трудно, но счастливо: жизнь оленеводов-кочевников

Оленеводы, тундра, чум... Как много романтики в этих словах. В то же время как мало мы знаем о настоящих кочевниках-оленеводах, жизнь которых подчинена главной любви их жизни – бескрайней холодной тундре.

Городским жителям трудно представить кочевой образ жизни на Севере, с полным отсутствием основных удобств, постоянного дома, душа и туалета. Они привыкли куда-то спешить, просыпаться под звуки будильника и стоять по несколько часов в пробках по пути на работу или учебу.

Жизнь оленеводов – это тоже постоянное движение, но как же оно отличается от городской суеты! Они ведут кочевой образ жизни, переезжая с места на место, подыскивая пастбища для своих оленей, готовят пищу на костре, едят сырую рыбу и мясо, стойко переносят экстремальный холод и регулярно наблюдают красивейшее явление природы-северное сияние.

 Чум как главное жилище оленеводов. Условия проживания. Особенная баня

Коми-ижемцы, занимающиеся оленеводством, ханты, ненцы, энцы – все они живут в чумах. Чум представляет собой высокое сооружение конусообразной формы. По своей сути это палатки, которые собираются и устанавливаются, а затем также легко переносятся с одного места на другое. Их изготавливают из длинных шестов, обтягивают теплыми шкурами и брезентом. В каждом чуме предусмотрено отверстие, через которое выходит дым от очага. Вход в чум принято завешивать оленьей шкурой.

Обычно в одном чуме могут проживать одна или даже две семьи, по 5-10 человек. Мебели там нет, разве что стол да лавка. Оленеводы спят на шкурах, которые раскладываются лишь на ночь, а утром убираются. Температура в чуме даже в морозы не опускается ниже 15 градусов. Сердцем северного жилища является очаг, который используют для обогрева воздуха и приготовления пищи.

В тундре помыться сложно. На растапливание снега и подогрев этой воды уходит слишком много времени, а дрова в этой местности найти проблематично, т.к. все растения карликовые. Поэтому, к примеру, ненцы зимой моются очень экзотически: натирают кожу тюленьим жиром, который смешиваясь с грязью на теле, снимается специальным скребком. Получается скраб для тела. Также оленеводы используют мох сфагнум, им обтираются, моют посуду, используют как дезинфицирующее средство.

Правила поведения в чуме

Существуют определенные правила при входе в чум: например, есть мужская половина чума, куда женщинам строго воспрещен. Раньше окончания трапезы уходить не принято. Если же гость все же ушел, то хозяйка чума подержится за край стола, чтобы гость не «унес» с собой достаток ее семьи. В чуме запрещено петь за столом, местные считают: «Все пропоешь».

Кровь оленя как уникальное средство от всех хворей

С едой в тундре непросто: когда ты ведешь кочевой образ жизни, не получается брать с собой из поселения скоропортящиеся продукты. Поэтому ненцы собирают ягоды и грибы, ловят рыбу, охотятся на птиц и забивают оленей. К этому действу дети относятся спокойно, для них это норма жизни. Но белые олени священны, их не забивают и не употребляют в пищу. С детства за ними ухаживают особенным образом, поэтому эти животные более дружелюбные, чем их сородичи. Также главная пища в тундре – это рыба. Ее принято варить, жарить, готовить из нее строганину. Молоко в пищу не употребляют.

Также большим деликатесом считается свежая, еще теплая кровь оленей. Ее пьют, пока она не успела свернуться. Свежая кровь наполняет организм недостающими витаминами. Взрослым и детям наливают ее в стакан прямо из туши животного. Такая кровь считается напитком, схожим по своему уровню с дорогим вином. Из крови, смешанной с мукой, также готовят лепешки – своеобразные кровяные оладьи.

 

Малица. Одежда, не дающая замерзнуть даже в шестидесятиградусные морозы

Одежда оленеводов очень своеобразна, это часть культуры и очень практичная вещь. Оленьи шкуры греют гораздо лучше, чем куртки и пуховики. Верхняя одежда для мужчин называется малица, у женщин-ненок ягушка. Важной частью одежды является пояс, к которому прикрепляют красивые пряжки, а мужчины носят на нем нож. Такой пояс ижемцев называется тасма. Также из шерсти оленя оленеводы делают себе обувь и одежду.

Свадьба не по-кавказски

Брак считается нерушимым и божественным обрядом. Обычаи у оленеводов в тундре не менее строгие, чем на Кавказе. Родителям важно отдать дочь в хорошие руки, поэтому без калыма в виде оленей здесь не обходятся. За калымом идет торговля между сватами и отцом невесты. Саму свадьбу празднуют зимой в стойбище семьи невесты, так как преодолевать расстояния по тундре проще на оленьей упряжке. А уж потом, летом, когда оленеводы приходят ближе к населенным пунктам, молодые регистрируют брак в ЗАГСе. Жить молодые уходят в свой чум. До сих пор уровень богатства семьи оленеводов измеряется размером  стада.

Вот так живут народы, оленеводство для которых – образ жизни: трудно, но иначе они не умеют. Они не приемлют жизни в бетонных домах-коробках, им не нужна цивилизация городов-миллионников. Ничто не заменит им кормилицы тундры – главной радости их жизни.

Софья Курилина

Фото Анастасии Явтысая и Полины Романовой

05.11.2023