Две ипостаси Александра Франца

Две ипостаси Александра Франца

- Как к Вам обращаться? - почтительно спросили мы у пастора лютеранской церкви Алтайского края, который пришел к нам на занятие школы.

- Титулов особых нет, зовите меня просто Александр.

Из пастора – в металлурги

А между тем Александр Франц недавно стал епископом всей лютеранской церкви России. Полностью должность звучит так - начальствующий епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания России. И к двумстам приходам по краю добавилась вся страна. А еще он получил тяжелый металлический лютеранский жезл. Но это, похоже,  не символ власти, а символ ответственности.

Он рассказал об истории лютеранской церкви в Сибири и на Алтае. В отличие от католиков, к лютеранам в России относились хорошо. Может быть, потому что они рука об руку с православными поднимали страну и воевали за ее интересы. На Алтае они появились  в 1735 году. Вначале по приглашению Акинфия Демидова, потом русские императоры стали приглашать специалистов по горному делу – металлургов и горных геологов.  Первый пастор, Иоганн Готлиб Леубе,  пытался  себя русифицировать, назывался то Иваном Ивановичем, то Иваном Богуславовичем.  А потом оставил пасторское служение и решил стать горным инженером. Преподавал латынь, немецкий язык, металлургию. Служил начальником Змеиногорского рудника. А потом  заболел и умер.

Франц рассказал, что иностранцы в Сибирь , почти что  на край света,  соглашались ехать за весьма приличные деньги. Начальник горного округа получал годовое жалованье почти 2,5 тысячи рублей. Начальник горной канцелярии – почти тысячу. Леубе как начальник Змеиногорского рудника - 600 рублей. А зарплата хорошего рабочего-плавильщика была 25 рублей в год. Тогда на эти деньги можно было купить большой дом с надворными постройками.

Второй лютеранский пастор на Алтае, Лаксман, также не сильно преуспел в пасторском служении, зато много сделал дня науки:  объехал весь Алтай, Северный Казахстан, территорию нынешнего Красноярского края, доезжал до Монголии. Вел переписку с научными светилами. Переписывался с Карлом Линнеем, тот просил его собирать гербарии и отправлять все неизвестные находки ему. Он и отправлял находки и свои научные труды вместе с караванами серебра в Питер. Открыл несколько новых видов животных и растений, новые минералы, открыл новый способ получения стекла. Затем пастор увлекся наукой и переехал в Иркутск. Стал совладельцем стекольного завода. А дальше он был вовлечен в историю, которая повлияла на развитие российско-японских отношений… Лаксман принимает участие в возвращении в Японию матросов  потерпевшего кораблекрушение японского судна, добивается  аудиенции у императрицы Екатерины II. Она дозволяет это, и в 1792 году к берегам Японии снаряжается экспедиция. На русском военном корабле лишь три японских моряка возвращаются на родину (еще двое пожелали остаться в Иркутске, остальные погибли).

Загадка символов


Символы лютеранства – роза, личная печать доктора Лютера. В центре - сердце, крест. Белая роза с пятью лепестками, и языки пламени, языки святого духа. Это эмблема лютеранской церкви. Немногие знают, что она изображена в самом центре Барнаула – на воротах домов в стиле сталинского ампира, на Ленинском проспекте, возле площади Октября. Ворота были отлиты на котельном заводе. Как символы попали на изделие – загадка. Может, кто-то из эвакуированных на Алтай инженеров был лютеранином. Либо просто увидел красивый рисунок в художественном альбоме и решил повторить. При советской власти можно было получить за это «по шапке». Но все обошлось, - говорит Александр. 2017 год – юбилейный для лютеранства, 500 лет Реформации. Алтайская община хочет провести большую выставку в музее. Готовятся экспонаты. Франц пишет книгу.

У лютеран есть так называемая пиетическая традиция и современная либеральная германская. «Это наша боль», - говорит Александр. Пиетисты – религия сердца. Это такое народное, характерное для России течение много внимания уделяет изучению Библии. Собираются на службу без пастора. Ищут опору в боге. «В Германии церковь либерализуется. Например, в Германии допускают к служению женщин-пасторов, церковь заключает гомосексуальные браки по настоянию правительства. Они тесно связаны с государством, и священник может потерять место Они предлагают принять их порядки в обмен на финансовую помощь – но мы отказываемся. …».

Поскольку служит Франц  бесплатно, деньги для семьи и церкви зарабатывает бизнесом.   Нейминг и брендинг – это то, в чем он силен и успешен. Зарегистрировал около двухсот торговых марок.  «Как-то вечером в офисе раздался звонок, - вспоминает Александр. - Звонит человек и, пародируя национальные меньшинства, говорит – «Я хотеть регистрировать торговая марка». Думаю - друзья шутят, и подыгрываю. Говорю - выставляю счет, вы перечисляете деньги, и я пойму, что у вас серьезные намерения. На следующий день деньги действительно приходят на счет. Снова звонит этот человек - выяснилось, что и вправду он якут, закупает на Алтае мед. Через год мы зарегистрировали торговую марку "Якутский пчелоцентр". Иногда приходят клиенты, у них есть продукт, но нет говорящего названия. И придумываешь им его, чтобы они меньше денег потом на рекламу тратили. Придумал названия «Турбочист», «Свежана», «Веландия». Это страна счастливых велосипедистов…Моя дочь как-то придумала марку «Пчелотея» (от Галатеи, в которую влюбился Пигмалион). Я люблю такие фантазийные, уникальные слова. Такие марки довольно легко проходят регистрацию…»

Мистика цифры 7

Надо было придумать название для кофе. Есть такой штамп, что страна происхождения кофе должна быть испаноговорящей. И Александр придумал созвучное название – «Эль Грато». «Грато» с испанского означает «приятный». Однако Роспатент отказал в регистрации. Мол, нельзя в названии использовать хвалебные степени. Но он доказал, что это слово нельзя воспринимать только в значении вкуса. Есть люди, приятные в общении, но мы же не скажем, что они вкусные. «Я убедил, что у этого слово много значений. Я вступаю в переписку и привожу свои аргументы». Франц регистрировал товарный знак «Матренин двор». А уже была зарегистрирована марка «Матренино хозяйство»: «Экспертиза решила, что мое название близко и нельзя его регистрировать, а то покупатели будут путаться. Я доказывал, что нельзя слово «двор» трактовать только в значении «крестьянское хозяйство». Есть монетный двор, есть двор дома, есть королевский двор. Я доказал, что у этого слова больше значений. И убедил…» Похожая история - с маркой «Семь минут». Экспертиза тоже вначале отказала, увидев в этом названии время приготовления продукта. По правилам запрещено ссылаться на время приготовления продукта и его компонентов. «Я доказывал, что цифру «7» мой клиент воспринимает мистически. В голове у человека семь дырочек, семь дней недели. Есть сказка «Волк и семеро козлят». В древнем Вавилоне строились семиступенчатые пирамиды, семь чудес света, семь нот, семь цветов радуги. И доказал, что для клиента семь имеет мистическое значение…»

 Регистрация длится год. Зато компания получает серьезную защиту. По российскому законодательству незаконное использование чужой торговой марки для юридических лиц наказывается штрафом до 5 млн рублей. Даже по незнанию. Для физических - заключение до 6 лет. Вот пример. Компания «Смешарики ГМБХ» зарегистрировала каждого персонажа этого мультфильма как торговые марки и сдает их в аренду, продает франшизу. Это многомиллионный бизнес. И вот представитель компании приехал в Барнаул и в магазине Мария РА купил тортик «Смешарики». Изделие сфотографировали, сохранили чек и обратились в Арбитражный суд. И попросили с Марии Ра взыскать 40 тысяч. А могли 5 миллионов.

Показательна история с «Ламборджини». Александр рассказывает: «Мой знакомый в Москве в перестройку зарегистрирован товарный знак «Ламборджини». А дело в том, что владелец товарного знака - фирма BMW - в России его не регистрировала. Он написал письмо на таможню - прошу прекратить ввоз контрафактной продукции. И все фуры с автомобилями этой марки на таможне заворачивали и не давали пересекать границу страны. Представители BMW вышли на этого человека и понимали, что отнять не могут - права у него оформлены законно. И предложили ему продать. Он по факсу передал им счет и попросил за передачу прав на Ламборджини 300 тысяч дойчмарок (евро тогда еще не было). На третий день они деньги перечислили. А госпошлину дальновидный бизнесмен заплатил всего 300 рублей! Когда-то Александр Франц зарегистрировал торговую марку «Холидей-классик». А одноименная торговая сеть уже несколько лет существовала в Новосибирске. Приехали оттуда крепкие ребята, сказали - это наше. Сели разбираться. Оказалось, слова «холидей» и «классик»- это словарные слова, общеупотребительные. А название – запатентовано Францем. Товарный знак принадлежал ему. «Они захотели у меня купить марку – и я продал. Но когда мы с гендиректором подписали все документы о переуступке права через Роспатент, он мне сказал - а ты продешевил, я давал команду торговаться с тобой до миллиона. Я ответил - а дружба дороже. И они стали моими клиентами…»

«Котлы светить»

-  В названии можно запрограммировать успех товара? – спрашиваю у эксперта. - Оно должно быть благозвучным, слетать с языка, соответствовать ценностям этого товара. «Когда говорят - придумайте мне красивое слово - это не по адресу. Важно попасть в ценностную парадигму. Если название ТЦ соответствует одному из критериев «престиж» или «удовольствие», или даже обоим - замечательно. Такова магия отечественных торговых марок «Карло Пазолини», «Борк», «Эрих Краузе». Они отсылают «за бугор», к «фирме», - говорит Александр. Есть такое жаргонное выражение «котлы светить». Буквально – смотреть на часы, узнавать время, но фактически - так человек выражает себя через вещь, это статус. «Приходит человек на совещание или переговоры - и смотрит на часы за 30 тысяч долларов. Значит, ему уже смешную цену не предложишь, и будешь вести себя с ним соответственно, - говорит Александр Франц. - Тут критерий престиж, а не качество. Был как-то на планерке на одном предприятии, обсуждали нейминг по воде, и я привел этот пример- с часами, которые люди покупают для престижа. Один из руководителей дернул руку и стал смотреть на часы…»

В  супермаркете долгое время рядом с бакалеей стояли большие детские игрушки - плюшевые львы и медведи за 10 тысяч. Никто не покупал, конечно. Но все удивлялись. Но расчет был на то, что придут мама с ребенком, малыш начнет канючить медведя и плакать, родители вынуждены будут купить сок  ли шоколадку как утешительный приз… Франц подчеркивает, что никак не смешивает служение церкви и предпринимательство. Но человек-то один. И там, и там помогает историческое образование и верность долгу. А порой и здоровое чувство юмора: «В Москве было заседание консистории. Кто-то верно сказал, что когда в церкви закончатся шутки - закончится церковь...», - резюмирует епископ Франц.

Свою родословную он знает с середины 18 века. Окончил истфак АГУ, мечтал быть преподавателем. Но стал бизнесменом – началась перестройка, а затем развалился СССР, и надо было кормить семью. В 90-е годы продавал овечью шерсть и завозил телевизоры Шилялис. А потом пришел в церковь:

«Вначале я думал, буду просто на лавочке сидеть. Но настоятель меня выделил и сделал своим преемником. Потому что его самого когда-то пастор заметил и благословил".

Екатерина Жолнерова, слушатель школы межэтнической журналистики, Барнаул.