Астраханская область — храм мировых религий

Астраханская область — храм мировых религий

Наш регион настолько полиэтничен, что в нём встретились сразу несколько конфессий: христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Люди самых разных национальностей и вероисповеданий проживают в Астраханской области, исповедуя свои убеждения и традиции. Есть верующие, должны быть и святыни, места, где они обращаются к Богу и молятся о сокровенном. А в астраханских краях таких святынь оказалось великое множество. Давайте рассмотрим некоторые из  культовых сооружений.

Успенский собор — христианство

Храм, в его современном виде, был построен в 1699-1710 годах. Имя мастера — Дорофей Мякишев.

Собор пятикупольный, двухэтажный, имеет кубическую форму. Архитекторы определяют его стиль как московское барокко с элементами классицизма. Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века. Кроме того, он единственный из сохранившихся в нашей стране храмовых комплексов, где здание и лобное место соединены.

Ещё один интересный факт: собор Успения Пресвятой Богородицы — крупнейшее православное святилище Астрахани. Его высота вместе с крестом — 75 метров — это как 25-этажный дом.

В храме работает особенный человек, настоящая знаменитость не только города, но и вообще России. Это звонарь и смотритель башенных часов Сергей Нефёдов, который вот уже как 30 лет находится на своём посту. Всё в Пречистенской колокольне, в которую он поднимается с 1991 года, дышит историей: это как старые лестничные пролёты, так и немецкие куранты —им уже почти две сотни лет.

 

Синагога «Сфард» — иудаизм

Синагога представляет собой небольшое здание, облицованное красным кирпичом. Она была построена 150 лет назад и использовалась выходцами из евреев Европы сфардского толка. Именно по этой причине она называется Сфард, что в переводе с иврита означает «Испания». В 2019-м году завершилась реконструкция синагоги.

Официально еврейскую общину в Астрахани зарегистрировали в 1862-м году. Но наступил советский период гонений. Всё, что связано с вероисповеданием, не имело возможности развиваться. Только в 90-е жизнь иудеев начала восстанавливаться: возродилась община, стало увеличиваться число посетителей синагоги.

В святилище есть бережно хранимая ценность — 100-летняя тетрадь. В ней на иврите перечислены участники группы, которая была создана в 1923-м году и ежедневно здесь занималась Торой. И сегодня община видит потомков людей, которые находились тогда в её составе.

Хошеутовский хурул — буддизм

Основателем старейшего буддийского храма Европы, который находится в селе Речное Харабалинского района в Астраханской области, был Сербеджаб Тюмень — представитель калмыцкого княжеского рода хошеутов. Построен в честь победы в войне с Наполеоном.

В результате советской борьбы с религией значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 60-е годы прошлого века колхозу понадобился кирпич для строительства коровника — с этой целью были снесены галереи и малые башни здания.

Архитектура храма соединяет в себе черты русского классицизма и традиционного калмыцкого стиля. Основой композиции стал план Казанского собора в Санкт-Петербурге, при этом ансамбль напоминает тамгу (родовой знак) хошеутовских нойонов Тюменей в форме стрелы и лука. Войны этого рода прославились ещё в далёкой Джунгарии, их ставили во главе боевого клина. Отсюда и название рода - «хош» (клин).

Особую ценность для всей российской буддологии представляет коллекция калмыцкого буддийского искусства, сформировавшаяся в фондах музея-заповедника хурула.

 

Белая мечеть — ислам

Впервые Белую мечеть упоминает академик Самуил Гмелин в сочинении «Путешествие по России для исследования трех царств природы» 1777 года. В 2000-м году в здании начинается реконструкция. Денежные средства удалось собрать благодаря пожертвованиям и татарскому обществу. Свой вклад также внесли казахи и дагестанцы.

Такое название святилище получило не из-за своего цвета, как можно было бы подумать, а потому что находится на южной стороне. Кроме того, любую главную мечеть города называют именно «белой».

Жизненные вопросы, по которым сюда обращаются люди, неизменны: рождение, никах — свадебный обряд, смерть. Кроме того, в мечети часто выручают в сложных жизненных ситуациях. Священнослужители не только следят за порядком и встречают прихожан, но и проводят просветительскую работу с молодёжью.


Конечно же, это всего лишь малая часть святынь, которыми славится Астраханская область. Здесь можно найти множество других церквей, мечетей, храмов и синагог, которые также заряжены энергией веры и духовности. Эти сооружения являются не только культурным достоянием, но также и местами, где люди находят утешение, молитву и вдохновение. Именно благодаря им религиозное разнообразие Астраханской области становится не просто уникальным, но и богатым, волшебным и душевным уголком нашей страны.

 Мария Пряженникова

Фото:  Мария Пряженникова и официальный сайт Хошеутовского хурула

 http://hurul.ru/

03.11.2023