"Верно, только он…"
Художник привозил из Монголии не только написанные картины, но и частичку красоты этой страны, ее душу, историю, культуру, природу и людей...
Слушатели барнаульской школы межэтнической журналистики встретились с живописцем, членом Союза художников России, владельцем арт-галереи Анатолием Щетининым. Он рассказал о путешествиях по Монголии, тамошнем гостеприимстве и «дне сурка», монгольской Джоконде и трудностях. А еще дал несколько советов, как отличить хорошую картину от плохой и как научиться писать пейзажи.
Сейчас Анатолий Прокопьевич - известный художник в Алтайском крае, России и далеко за ее пределами. Он окончил Барнаульский химико-технологический техникум, работал инженером-конструктором на Барнаульском комбинате химического волокна. За рацпредложения был награжден поездкой во Францию. Там он понял, в чем его призвание.
В этом году у его арт-галереи юбилей - 20 лет. В салоне «Все для художника» в любое время можно посетить выставочные залы, приобрести картины и все материалы для творчества.
О ландшафте
На счету художника – семь творческих поездок в эту страну. Древние алтайские горы принадлежат двум странам: здесь встречаются Россия и Монголия. Это страна гор и бескрайних степей. Большую часть территории этой страны занимают степи и полупустыни.
- Когда едешь по Алтаю, то видишь, какой он благоухающий и зеленый. Далее Курайская долина, хребты. Заезжаешь в Кош - Агач - там нет практически деревьев. А потом начинается Монголия, - рассказывает Анатолий Прокопьевич.
О «Джоконде»
Анатолий Прокопьевич рассказал, как нарисовал портрет «Монгольской Джоконды» в 1986 году. Им предоставили людей в традиционных костюмах, которые готовы были позировать. Художник выбрал молодую, красивую девушку.
- Проще написать старца, чем молодое лицо. У пожилого человека характерные седина, морщины, борода. А молодости и красоте характерны тонкие отношения, это изобразить довольно трудно», - признался Анатолий Прокопьевич.
Монгольская девушка совершенно не знала русский язык. Когда прошло три часа и портрет был готов, она молча ушла. Коллеги - художники подумали, что Анатолий Прокопьевич ее обидел. Но все оказалось иначе. Уже через 15 минут она вернулась с большим арбузом. Они с художниками его съели и поблагодарили девушку.
- Прошло 25 лет. Я снова оказываюсь в этом поселении. Показываю изданный альбом с моими работами местным жителям. Там был в числе других и портрет этой девушки. Они ее узнали и сказали, что она здесь. Правда времени не было, чтобы найти ее. Очень жаль,- делится художник.
О духе предков
- Какие у вас впечатления о Монголии?
- Страна поразительная. Когда ты там стоишь и пишешь картины, облака чуть ли не цепляются за тебя. Они такие большие и оранжевые!
А люди добрые и отзывчивые. Отношение у монгольских людей к художникам очень теплое,- подчеркивает Анатолий Прокопьевич.
Дух предков – это ощущения, что все вокруг вечное. И ты в этой вечности себя ощущаешь как бы продолжателем этого состояния. Семь раз был в Монголии - и каждый раз заново ощущаю эти же чувства. Это великолепная страна. Культура там классная.
О семье
Началась беседа с художником о его семье. Анатолий Прокопьевич познакомился со своей будущей женой Ириной, когда поехал поступать в Новоалтайское художественное училище.
- Когда увидел ее, то сразу понял и сказал себе: «На ней женюсь, это моя будущая жена». Так все постепенно и закрутилось. По сегодняшний день вместе.
- У меня и дочь искусствовед, в Эрмитаже работает, и жена. Как говорят специалисты, Ирина - не хуже профессионального искусствоведа. Сейчас я пытаюсь писать все свои воспоминания. Пишу один, тайно от них.
Почему? Потому что хочу, чтобы воспоминания были только мои. Если жена начнет править, то я себя не узнаю.
О родителях
С большой любовью художник вспоминает мать и отца. Анатолий ярко и эмоционально вспоминает эпизоды своего детства и юности:
- Пример отца меня вдохновил. Когда был маленький, то вырезал из куска мыла слоненка. Это была моя первая работа, отец ее похвалил. Меня это сильно воодушевило,- делится Анатолий Прокопьевич.
Художник рассказывал, как они с отцом ездили писали картины и делали скульптуры, как он его учил рисовать.
- Еще история. Мне было тогда 15 лет. Мы с отцом вырезали фигуры из снега для снежного городка. Я сделал сидячего слона, лисицу, зайца. Вообще целая композиция из снега получилась. Художественный совет принял работу, оплатил ее. Отец дал мне 250 рублей и сказал: «Ты заработал». Тогда мама получала в месяц 80 рублей, а я за несколько часов смог заработать в три раза больше!
У алтайского художника насыщенная жизнь, он с теплом вспоминает различные истории из прошлого. Каких встречал интересных людей, где побывал и что нового взял для себя. Приобрел много друзей-художников, которые доверили свои картины в его арт-галерею. Анатолий Прокопьевич на этом не собирается еще останавливаться.
Об истории
- Каждый день – это история. Вот даже сейчас мы сидим – это тоже история,- говорит художник. Она состоит из различных мелочей: начиная с того, что мы делаем, чем занимаемся, что говорим и куда идем. О чем мечтаем, что планируем и как это все реализуется. И все это наша личная история, с который мы проживаем свою жизнь.
Сегодняшний день — это еще один шанс совершить что-то необыкновенное. И ценить, то, чем ты сейчас занимаешься, - уверен Анатолий Щетинин.
О вечном
Раньше художники тратили месяц на дорогу и могли написать более 20 этюдов. Мастера, как обычно, мыслят и творят масштабно. Когда художник рисует картину, он проводит много времени на подготовительных этапах таких, как выбор холста или бумаги. После этого он начинает работать с материалами – красками. Работа с красками может занять много времени, там свой тонкий процесс.
Анатолий Прокопьевич добавил:
- Художник не должен рисовать, что называется, один в один. Он должен уметь играть красками, делать картинку то светлее, оптимистичнее, то темнее. Пейзажисты должны передавать времена года, состояние, как дождь моросит, запах снега, температуру, шум воды…
- У каждого человека есть свое хобби, а быть художником – это шикарно. Например, поехал на охоту, а уток нет. Я тогда сяду и с удовольствием напишу этюд. Я уеду счастливый, и утки живыми остались.
После интересной беседы с Анатолием Прокопьевичем, он провел нас по выставочному залу и показал картины - свои и других алтайских художников. На стенах выставочного зала - картины, рассказывающие о вечном: людях, природе, родине, любви. Мне кажется, кто может знать о идеалах больше, чем сам художник? Верно, только он.
Людмила Белоносова
02.11.2023