Сибирский дракон старше китайского

Сибирский дракон старше китайского



По восточному календарю 2024-й — год Зеленого Деревянного Дракона. Мы традиционно будем читать китайский гороскоп и закупаться новогодними сувенирами с изображением этого мифического существа.  Который, кстати, в восточной культуре символизирует власть, благородство, честь, удачу и успех.

Как правило, образ дракона ассоциируется исключительно с Китаем. Но в этой статье «Юг России» расскажет о том, какой же след  оставил символ предстоящего года в истории нашей страны и почему Сибирский дракон старше китайского.

Дело было в 70-х годах прошлого века. Простые трактористы сын и отец Фефеловы пахали поле около небольшого озера Сарат вблизи села Июс. Как вдруг впереди идущий «Кировец» сына вывернул из земли странный предмет, завернутый в белую бересту. Отец увидел это, остановил свой трактор рядом с находкой и вытянул из земли большой бронзовый котел. А внутри лежали разные предметы, включая превосходной сохранности поясные пряжки с изображением дракона. Находка была названа «Июсский клад».

Сначала все подумали, что это пряжки, каким-то образом попали в Сибирь из Китая. Но позднее ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор наук, Андрей Павлович Бородовский  раскрыл тайну происхождения драконов, изображенных на поясных пряжках  Июсского клада. Согласно сообщению издания "Наука в Сибири", эти артефакты относятся к эпохе раннего железа, конец первого тысячелетия до нашей эры.

— В Китае периода ханьской эпохи ещё не существует устоявшегося образа дракона, который позже станет одним из главных символов китайской идентичности, — отметил ученый. — Вместе с тем в Сибири мы имеем сформировавшуюся композицию изображений этого дракона в характерной змееобразной позе, — сообщил изданию Бородовский.


Ученый считает, что июсские драконы имеют местное исполнение и представляют собой самостоятельное развитие образа, а никак не копию китайского. И хотя Южная Сибирь сильно подверглась китайскому влиянию, эти драконы свидетельствуют, что Сибирь как культурная территория всегда обладала набором своеобразных, специфических черт.



Бородовский утверждает, что на момент создания июсских драконов в Китае еще не существовало устоявшего образа дракона, который впоследствии стал существенной частью китайской национальной идентичности. В то время в Южной Сибири драконы уже изображались в характерной змееобразной позе. Однако по мнению Бородовского, эти образы драконов существовали до II века нашей эры и затем были забыты.

 

Валерия Жирнова

Фото Андрея Бородовского, ИИ Шедеврум

02.11.2023