КАЛМЫЦКАЯ СВАДЬБА: ОСОБЫЙ ТАНЕЦ СВЕКРОВИ И БЕЛЫЕ ШАРОВАРЫ
Калмыцкая свадьба – это уникальное торжественное действо. Каждый обряд и традиция наполнены смыслом и способны многое рассказать о жизненном укладе степного народа.
Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Сложный труд кочевого скотовода не располагал к веселой жизни.
Всеобщим праздником и ярким событием были традиционные свадьбы. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.
ЗНАКОМСТВО И СВАТОВСТВО
Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.
Этап 1. Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха со спиртным напитком и подарками. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, который символизировал крепость и неразрывность брачного союза, а также серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн» (окропление), когда первые капли свадебного напитка посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
Этап 2. Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – мясо - вареную баранину и сладости. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста. Нитки имели сове особое значение в свадебных торжествах – они отражали цвета рода и семьи.
Этап 3. На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на невесте, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какой масти будет конь, на котором ее повезут из отчего дома.
БЕЛЫЕ ШАРОВАРЫ СВЕКРОВИ
Свекровь, вырастившая сына – продолжателя рода, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец. Шаровары, сшитые из белой ткани специально для свекрови, свидетельствовали об особом почтении матери, будущей сверови.
ИНТЕРЕСНЫЕ ОБЫЧАИ, СВЯЗАННЫЕ С КАЛМЫЦКОЙ СВАДЬБОЙ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ
- За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.
- Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
- Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
- В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
- Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. Таким образом, девушка отдавала дань уважения новой семье и выражала уважение новой родне.
- При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление уже в статусе замужней женщины.
- Молодая жена не должна была ходить босой и непокрытой головой при свекре и всех родственниках мужского рода своей новой семьи.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СВАДЬБЫ
В первый день в новом доме молодая жена заваривала на всю семью чай, поднося пиалы в первую очередь свекру и свекрови. Ей давали новое родовое имя. Спустя неделю родители девушки могли приехать навестить ее, узнать, как новобрачной живется на новом месте. Привозили с собой угощения и подарки. Ответный визит не заставлял себя долго ждать: молодожены вместе с родственниками жениха отправлялись в гости к родителям невесты. Там их радушно принимали, встречая дарами и накрытым столом.
Саглара Утнасонова
Аделина Отхонова (фото)
28.10.2023