Маленькие хранители родного языка
Проблема сохранения языков национальных меньшинств как элемента этнической идентичности очень актуальна. В России таких языков около 170, и многие уже не имеют носителей. Как сохранить язык народа, прививая детям любовь к нему, — разбираемся на примере карачаевского языка вместе с преподавателем языкового центра «Sunny Republic» Светланой Хасановой.
- Расскажите, как вы выбрали именно эту профессию? Педагогика — это основное направление вашей деятельности?
- В 11 классе, как и перед всеми выпускниками, передо мной встал вопрос о будущей профессии. Я выбирала между журналистикой и педагогикой. В итоге я окончила Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета по направлению «Педагогическое образование». Сейчас могу уверенно сказать, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь, и о своем выборе я не жалею.
- Языки небольших народов постепенно «умирают», и через пару поколений мы уже можем утратить их. На ваш взгляд, как сейчас обстоят дела с карачаевским языком у детей в республике? Много ли детей понимают его и говорят на нём?
- Действительно, с каждым годом уменьшается число людей, говорящих на карачаевском языке. Работая с детьми, я замечаю, что большинство из них говорит только на русском, и не понимают даже элементарных словосочетаний и слов на карачаевском.
- С чем это связано?
- Причин много, но можно выделить главные: дети растут, смотря мультфильмы на русском и английском языках, дома с ними общаются также на русском; в силу того, что государственным языком является русский, он окружает нас повсюду, и большинство из нас говорит именно на нём даже на бытовые темы.
В таких условиях трудно сохранить родной язык. Но сейчас ситуация становится лучше, поскольку многие родители осознают эту проблему и понимают преимущества билингвизма. Ведь быть билингвом с раннего детства — это огромное богатство для ребенка. На помощь родителям приходят языковые центры, которые с недавних пор начали включать в перечень предметов и родные языки коренных народов республики. В нашем центре, например, есть не только карачаевский, но и абазинский и черкесский языки.
- Как вы организуете занятия, чтобы они были интересными и эффективными?
- Новых учебников по карачаевскому языку нет, поэтому мы пишем свои программы, основываясь на кембриджских и оксфордских учебниках по изучению языка. Помогают нам молодые специалисты, которых очень беспокоит проблема сохранения родного языка. Все наши программы направлены на развитие навыков говорения, слушания, письма и чтения. Если говорить конкретно о занятиях, они построены таким образом, чтобы ребёнку, в первую очередь, было интересно. Обычно этому способствуют игры, просмотр мультфильмов, интересные задания и индивидуальный подход к каждому ученику.
- Много ли у вас учеников? Какие их успехи вы можете отметить, и какие бывают трудности?
- С каждым днём родителей, считающих необходимым изучение детьми родного языка, становится всё больше, поэтому количество учащихся у нас детей активно растёт. Занятия начались не так давно, но положительные результаты я вижу уже сейчас — одна из групп может представляться, знакомиться, считать, называть цвета, членов семьи и составлять диалоги. А трудности в основном возникают с произношением слов, в составе которых есть буквы «дж», «нг», «къ», «гъ».
- Расскажите о каком-нибудь забавном случае у себя на занятиях.
- Таких историй на уроках, на самом деле, много. Например, юные студенты пытаются узнать у меня, как на карачаевском языке попросить маму купить что-то, в надежде, что тогда она не откажет.
- Возможно, есть какие-то полезные приложения для телефона по изучению карачаевского языка? Например, фонд Эльбрусоид запустил ряд приложений специально для детей. Насколько они эффективны, по вашему мнению?
- Мобильные приложения, которые были разработаны фондом Эльбрусоид, действительно могут помочь начать изучать язык самостоятельно. Я советую их всем родителям наших студентов. Особенно интересны «Биляча» и «Окъуй-санай». Аудио из них я активно использую и на уроках.
- Какие советы вы дадите родителям, чтобы полученные на занятиях знания лучше усваивались детьми?
- Изучение любого языка, само обучение ребенка может быть эффективным, только если преподаватель и родитель сотрудничают. Поэтому самое важное — говорить с детьми дома на родном языке, закрепляя, таким образом, пройденный на уроках материал.
Амина Гербекова
27.10.2023