Майя Куначева: "Любовь к родному языку закладывается еще в детстве"
Языки коренных народов – важнейшая часть нематериального наследия человечества. Посвятить себя изучению и сохранению родного языка – это благороднейшее дело, которым может заниматься только тот, кто по-настоящему это любит. О профессии педагога и о том, как привить детям любовь к родной речи мы решили поговорить с учителем абазинского языка и литературы из аула Красный Восток Майей Куначевой.
- Майя Джарилаховна, не могли бы вы для начала рассказать нашим читателям, с чего вообще началась ваша любовь к родному языку?
- Прежде всего, я считаю, что любовь к своему народу, его культуре и литературе зарождается ещё в младенчестве, я бы даже сказала в утробе матери. Когда ребёнок ещё с детства слышит родные мотивы, сказки, предания или же просто родную речь, он проникается любовью к своим предкам, своему происхождению, а затем и ко всему, что с ним связано. Так же и в моём случае: изучая культурное наследие своего родного абазинского народа, я всё больше и больше начинала гордиться тем, что являюсь его представителем. Я стремилась узнавать всё больше и больше о своём происхождении, о происхождении своего народа, его истории и судьбе. Также в детстве у меня было неплохо со стихонаписанием - в основном, это были мелкие четверостишия, которые также прививали мне любовь к моему языку, ведь я с каждым разом всё больше убеждалась, насколько он красивый, уточнённый, певучий.
- В какой именно момент вы решили связать свою жизнь с родным языком и просвещением молодёжи на профессиональном уровне? Было ли это вашим решением или же вы последовали чьему-то совету?
- Решение стать учителем родного языка и литературы было полностью моим. Когда я уже достаточно изучила жизнь, культуру и язык абазин, я поняла, что мне интересно и дальше развиваться и творить в этом направлении, мне очень хотелось передать свой опыт и свои знания следующим поколениям. Связано это с тем, что моё сердце пропитано болью за родной язык, который находится на грани исчезновения, и я бы хотела стать преградой на пути этого процесса и помочь понять подрастающему поколению насколько величественное у них прошлое, а настоящее и будущее целиком и полностью зависит от них.
- Все мы знаем, что практически у каждого человека бывают переломные моменты в жизни, когда несмотря на то, насколько любимым делом он занимается, у него возникают мысли всё оставить. И вот хочется спросить, бывало ли у вас такое?
- Да вы правильно выразились, что тяжёлые периоды бывают в жизни у каждого человека, так же было и у меня. Конечно же, имеют место быть определённые сложности в учёбе, на работе, но мыслей оставить это дело у меня никогда не было, потому что я считаю, что, если всё-таки ты давно мечтал чем-то заниматься и потом у тебя появляется такая возможность, оставить это ты уже не можешь.
- Как помочь ребёнку начать изучать родной язык, если он проявляет незаинтересованность?
- Что хотелось бы сказать по поводу детей, которые не хотят учить язык или им это неинтересно. Я склоняюсь к тому, что это всё закладывается ещё в самом раннем возрасте, и первооткрывателями для ребёнка должны стать его родители. Если они в своё время не сумели дать понять ребёнку, что он должен знать свой родной язык и свою историю, в дальнейшем это будет сделать очень сложно, а в некоторых случаях даже невозможно.
Я считаю, что полюбить свой родной язык и историю может только человек, которому это будет интересно, который будет болеть за свой народ, будет проживать вместе с ним тяжёлые и счастливые времена. Конечно, можно помочь человеку и заставить его выучить язык на машинальном уровне, но это будет абсолютно не то. Я считаю, что каким бы ни был язык - английский, французский, немецкий и т.д., нужно, прежде всего, знать историю его происхождения, историю его носителей, нужно проследить его изменения в ходе истории, чтобы считать себя полноценным носителем языка.
- А сложно ли работать учителем абазинского языка и литературы в сельской школе? Что именно заставило вас убедиться в том, что вы сделали правильный выбор?
- Как известно, работа учителя - одна из самых непростых, как минимум, потому что ты работаешь с огромным количеством детей различного возраста, неодинакового мышления, мировоззрения и мировосприятия. Так же и в нашей школе. В моей практике бывали разные дети, разные представители молодёжи, и ко всем я старалась найти подход. Бывали отдельные случаи, когда ребёнок напрочь не хотел изучать язык и говорил, что это просто воля родителей, которые, к сожалению, слишком поздно опомнились, но, продолжая поиски различный путей выхода из данной ситуации, мы всё же смогли продвинуться дальше. Несмотря на все эти переживания, от детей есть определённая отдача, которая восполняет тот запас энергии, который был утрачен ранее. Невозможно не любить свое дело, смотря на эти счастливые лица и горящие глаза, наполненные радостью от того, что они сумели произнести сложный звук, прочитать трудоемкий текст на родном языке или же выучить красивое стихотворение, а затем прочитать его. Все это - бесценные моменты, ради которых и стоит работать, это вещи, благодаря которым я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии.
- И напоследок, хотелось бы услышать ваше мнение, как нужно относиться к своей культуре и что нужно делать, чтобы быть достойным представителем своего народа.
- Я бы не хотела брать на себя такую ответственность и рассуждать о том, как можно стать достойным или же недостойным человеком, но я буду говорить на темы, в которых уверена. Я считаю, что каждый человек должен знать свою историю, он должен знать, к какому народу принадлежит. Важно знание своих корней, своего происхождения, языка; нужно увлекаться культурой, литературой, творчеством. Всё это является, прежде всего, духовным обогащением человека, оно приносит эстетическое наслаждение, и пока что для себя я не понимаю, как можно не хотеть этого. Учите свои родные языки, изучайте, историю, разговаривайте со старшими, проникайтесь культурой, эпосом, храните языковое и литературное наследие, гордитесь тем, кем вы являетесь.
Амина Тебердукова
26.10.2023