В Петербурге показали якутские хорроры 90-х годов
В Петербурге в рамках кинофестиваля Makers of Siberia Film Festival прошел показ раритеных якутских хорроров.
Познакомиться с истоками современных якутских ужастиков можно было в магазине «Порядок слов» на набережной Фонтанки. Исследовательский проект From Other Space представил зрителям ранние якутские хорроры.
Зал «Порядка слов» - местечко камерное, уютное, рассчитанное человек на 30, а поэтому побывать там в этот день повезло не всем. Желающих было и правда много, организаторы предварительно посоветовали прийти за 30 минут до начала, как многие и поступили. А тем, кто не послушался, не хватило стульев, но ничего, как-то, да приютились. Начало не задалось, были какие-то проблемы с техникой. Наверное, это самое ожидание и создало в зале неформальную обстановку.
Пока настраивали аппаратуру, со зрителями пообщался основатель проекта From Other Space – Глеб Сегеда, его называют «медиа-археологом», он киноисследователь из города Новосибирска. И вот, что он рассказал: «В основном якутское кино основано на тубэлтэ. Это традиционные сказки, которые маленьким детям рассказывали их родители. Большинство режиссеров вдохновлялись этими сказками и создавали полуфантастические страшилки, имеющие яркий фольклорный окрас».
Интересно то, что первые якутские хорроры снимались в 90-е годы, то есть их создатели услышали слышали сказки- тубэлтэ в 50-60-х. Удивительные вещи пронеслись через года, и спустя больше половины века мы тоже можем это увидеть, почувствовать.
Наконец все настроено. Зрители готовы к просмотру. В программе вечера два фильма под замысловатыми названиями «Сайылык – Летовье» 1991-го года и «Сэттээх сир – Проклятая земля» 1996-го. Что интереснее, решил каждый для себя после просмотра.
«Летовье» - это первый звуковой полный метр якутской кинематографии, некое фольклорное зерно национального якутского кино. Ленту сложно назвать хоррором в классическом понимании, скорее это даже больше какая-то философская картина. «Сайылык» в переводе на русский означает место летнего промысла с жилыми постройками, проще говоря, летовками.
Но в фильме летовье становится иным миром, неведомым раем, где живут души предков. Главный герой умирает и видит себя со стороны. Сценаристу Семену Ермолаеву удалось подчеркнуть эту тонкую грань между мирами, ее плавный, не заметный для человека, переход. Нельзя не отметить, что картина с малым количеством реплик, что наводит страх. Преобладают скорее какие-то природные звуки, а также пугающая музыка – от того это и хоррор.
Фильм «Проклятая земля» вызвал больше эмоций у зрителей. Если в первой картине было нечто мистическое, но не пугающее, то второй фильм навел побольше жути и страха. Это история про землю злых духов, из-за которых еще в 30-х годах все люди взяли и резко уехали. Но наступили 90-е, новая политика заселения. Люди стали приходить на пустые земли, думая, что сейчас век электричества, какие тогда могут быть духи и потусторонние существа? Все оказалось не так просто. Этот фильм показывает борьбу с невидимым злом, с которым в давние времени боролись шаманы и пытались его удержать, не впускать в человеческий мир. «Проклятая земля» отличается от «Летовья» тем, что в ленте есть спецэффекты. Чего только стоит огромная синяя голова, которая внезапно начинает летать под дико-жуткую музыку.
В двух фильмах есть некие символы, выступающие проводниками в иной мир. Один из зрителей поделился впечатлениями и интересным мнением: «У этих фильмов есть три знака, влияющих на сюжет. Это лошадь, водоем и туман. Особенно это отмечено в «Летовье». Лошадь – это некий транспорт по перемещению в потусторонний мир. Водоемы выступают в качестве самого подземного мира или преграды, отделяющей мир человеческий и мир загробный. А вот туман мешает видеть мир мертвых – символ зрения, что-ли». И правда, в якутском кино попытки испугать дополняются чем-то сверхъестественным, незримым, что прорывается в мир плотский, влияя на него независимо от действий героев.
В завершении показа Глеб Сегеда поделился со зрителями интересными фактами о находке второго фильма «Проклятая земля»: «Этот фильм был утерян на долгие годы. Он остался в сознании детей. Подросшее поколение вспоминало этот фильм и не понимало почему о нем не говорят. Люди стали искать тех, кто хоть каким-то образом связан с архивами. Нашли девочку, мать которой работала уборщицей там, где снимали и монтировали эту картину. Женщину уговорили и «подбили» на то, чтобы она попыталась достать ее. Все получилось, работа оцифрована. Вы первые, кто увидел его в таком хорошем качестве». Также Сегеда рассказал, что «Проклятая земля» переведена на русский язык благодаря помощи его напарника Василия Егорова.
Как же возможно узнать о существовании этих никому неизвестных фильмов? «Каждый раз история уникальная, лент накопилось на целую книгу. Вообще были целые списки утерянных фильмов. Что-то есть даже на уровне воспоминаний. Иногда случается так называемый эффект Манделы, когда десятки, сотни человек помнят о фильме, но его не существует. У них из воспоминаний составляется какой-то один гибридный фильм и все друг друга убеждают в этом. Действительно, иногда так случается, что фильма то на самом деле и нет, а мы ищем его фантом. И это интересно. Думаю, можно даже не любить кино, это какой-то азарт, когда ты ищешь что-то» – поведал киноисследователь.
Примечательно, что работа по поиску фильмов и организации их показов ведется на абсолютно низовой инициативе. Все это любительский интерес и желание создать историю, а не капитал. «Мне кажется, если что-то имеет элемент не материального, не коммерческого, то тогда оно будет жить», - резюмировал Глеб Сегеда.
Надежда Кулеш
Фото автора
23.10.2023