"Ничего похожего на Лира": трагедия в комедии

"Ничего похожего на Лира": трагедия в комедии

В реальной жизни после белой полосы наступает черная, а люди способны видеть одни и те же вещи по-разному: для кого-то жизнь комична, а для кого-то - трагична. Знаменитый индийский режиссер Раджат Капур ранее уже показывал свою работу на Чеховском фестивале в Москве, привозил спектакль «Макбет: что сделано, то сделано». Тогда он удивил любителей театра в столице. Теперь, в рамках XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом», режиссер представил в Петербурге моноспектакль «Ничего похожего на Лира». Клоун в депрессии или Король Лир – кого же увидел зритель на сцене? И как ему удалось одному на протяжении почти двух часов  удерживать внимание зрителя (на английском языке с субтитрами)?

 Зрительный зал в предвкушении начала действия. Шекспир. Трагедия. Свет еще не погас, а на сцену вышел…Клоун. Плачущий клоун! Главный вопрос, который прозвучал еще в начале спектакля: «Почему я плачу?». Дальше началась клоунада по всем законам жанра! Открыл газету и увидел «плохие новости» (зрение ухудшилось) - выписали очки и теперь он выглядит не как «весельчак», а как «интеллектуал»; вместо зубной пасты использовал спрей от насекомых; жена пыталась проверить главному герою зрение и упала с балкона…Куча комических ситуаций, которые произошли с одним человеком. Что же с ним не так? Чтобы узнать это, пошел к психотерапевту (хорошему, с Невского проспекта, а не из Бангкока) – и врач сказал, что проблема не в зрении, а в сердце. Психотерапевт попросил его подойти к зеркалу и прочитать надпись за спиной, в отражении, и там он прочитал: «К-о-р-о-л-ь Л-и-р»…

Все его комические истории  – это трагическое отражение шекспировского сюжета. Исполнитель главной роли – популярный индийский актер Винай Птхак удивительно быстро менял маски: комическое и трагическое могли чередоваться буквально за несколько секунд. Большая часть зала и не знала английский, но актер говорил на языке чувств. Он задавал зрителям открытые вопросы, смеялся и всегда слышал, что отвечают ему в зале.

Монолог героя о рождении и взрослении своей дочери заставил весь зал замереть. С каким трепетом он рассказывал о том, как первый раз увидел ее и о том, как через много лет познакомился с ее молодым человеком. Все это звучит настолько жизненно, что, наверняка, многие отцы в зале увидели в этом герое себя. Только это же Шекспир! Трагедия! Дочь выросла, уехала, не звонит отцу и только просит деньги на дом. Вечная проблема «отцов и детей» была не менее актуальная и во времена Шекспира.  Дочь умирает, как и в сюжете пьесы. Действие заканчивается трагическим монологом: «Ты Корделия [ прим. младшая дочь Короля Лира]? Прошу забудь, прости. Прости отца.»

«Это самая мрачная пьеса Шекспира, где любовь охладевает, дружба гибнет», - утверждает главный герой. Клоун рассказывает смешные истории, но постепенно зрители понимают, что проблемы героя гораздо глубже. Он плачет не из-за того, что перепутал зубную пасту со спреем от комаров, а потому что его дочь отдалилась от него, а потом умерла. Вот почему у клоуна болит сердце, вот почему он, как Король Лир, сходит с ума. Спектакль построен на противопоставлении комического и трагического, реального и вымышленного, хорошего и плохого…Вот он авангард – современный индийский театр, который обращается к вечной классике и приближает ее к дню сегодняшнему.

 

Полина Янова, фото автора

23.10.2023