Старые смыслы о главном

Старые смыслы о главном

В здании старого терминала аэропорта расположились потрясающие иллюминации, захватывающие перформансы и красочные инсталляции, созданные талантливыми художниками и творческими сообществами, такими как TUNDRA, Антон Маскевич, RADUGADESIGN и многими другими. Не обошлось и без работ с национальным колоритом.

Полет бабочки

Современные творцы идут в ногу со временем, не забывая о своих корнях. На фестивале они представили работы, отличающиеся от других своим национальным колоритом.

Digital-художник из Ташкента Dustin Mellow рассказывает зрителю свою историю цифровых путешествий и преодоления себя, используя в своём творчестве образы бабочек и узбекские орнаменты.

Бабочка в узбекской культуре является символом перемен, позитивных изменений и чистоты. Её можно увидеть на предметах и украшениях как элемент, привлекающий удачу и гармонию.

Бабочка не только прекрасна снаружи, но несёт в своём образе глубокий смысл. Её лёгкость, но при этом решительность импульса взмаха крыльев символизирует настойчивость и силу духа народа.

Любопытно, что сам художник на фестиваль приехать не смог: отвлекли дела семейные. Ему понадобилось срочно выехать на родину, в Узбекистан, чтобы папа не сосватал ему невесту не по душе – жениться по выбору отца уж очень не хотелось. А ещё раньше ему так же пришлось экстренно выезжать в Ташкент: просить у главы семейства разрешения на самостоятельную отдельную жизнь. XXI век, но от национальных традиций никуда не денешься.

Digital-дизайнер из Осетии Diana Llieva создает симбиоз архаики и современности в своих работах, исследуя культурное наследие древней осетинской культуры.

Традиционные осетинские орнаменты помогают сделать каждый цифровой объект уникальным, а также являются маркером региона, историю и материальное наследие которого стремится сохранить художница, его своеобразным «культурным кодом».

Для Дианы подобный подход является единственно верным. Она уверена, что именно на современных молодых художниках лежит миссия сохранения культурного наследия и айдентики народов. Её работы – это не только попытка изучения себя через орнаментальность, но возможность продемонстрировать её для всего мира.

Вклад осетин в культуру Хабаровска – не пустой звук. Одному из представителей этого народа особенно благодарен город. Его имя – Валерий Хидиров. Благодаря усилиям этого бизнесмена, который уже более 40 лет проживает в Хабаровске, процветает дело восстановления объектов деревянного зодчества. Ему удалось не только восстановить, но и полностью воссоздать исторический облик дома губернатора Чудинова, а также здания, принадлежавшего осетинским купцам Таболову и Битарову.

Многомерность, масштабность проекта не оставили равнодушными жителей Хабаровска, которые собрались в многочасовую очередь, чтобы не упустить возможность бесплатно насладиться произведениями медиаискусства. Надеемся, что это не последний такой фестиваль в Хабаровске, и организаторы ещё не раз приедут в город, чтобы «просветить» культурное пространство региона.

Лучшие практики

Миссия фестиваля, по мнению его куратора Влада Александрова, заключается не просто в развлечении зрителя. Его главная цель – передавать важные смыслы, такие как любовь и расставание, радость и грусть, стабильность и изменчивость через череду образов.

Мультимедиа-фестивали и фестивали света существуют много лет и в разных странах, но для Хабаровска подобное мероприятие в новинку. За два дня познакомиться с работами современных художников на фестивале ПРОСВЕТ пришло 15 тысяч человек.

– Нам удалось показать в Хабаровске лучшие мировые художественные практики, современное медиаискусство. Это имеет огромное значение для раскрытия творческого потенциала и кругозора нашей молодёжи. А новое арт-пространство помогло осуществить технические возможности профессионалов из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Кемерово, Ташкента, Осетии и, конечно, же Хабаровска, – рассказал Юрий Ермошкин, министр культуры Хабаровского края.

Симфония звука и света

Работ было немного, но это ничуть не повлияло на их качество и масштаб. Можно с уверенностью сказать, что создатели медиапространства пользовались девизом: «Лучше меньше, но лучше».

Одной из самых запоминающихся своей необычностью и чувством гармонии стала инсталляция The Day We Left Field повествует о гармонии человека и окружающей среды. Создатели вдохновлялись природой и городским ландшафтом. Поле со светящимися травинками, расположенными на потолке, приглашает зрителя посмотреть на природу с другого ракурса.

Масштабность и звуковая объёмность инсталляции «7» помогала зрителям испытать уникальный иммерсивный опыт и попробовать «увидеть» звуки или «услышать» цвета.

Арт-проект MOLECULE из Хабаровска ведет живой диалог со зрителем через различные медиумы и исследует мир через разные состояния, отражённые в их творческих проектах.

 Ксения Парагузова

Фото автора

23.10.2023