"Всё наше наследие важно"

"Всё наше наследие важно"

Сохранять этнокультурное наследие можно разными способами. Один из них, например, - это фиксация того, что исчезает или может оказаться под угрозой. Так, в каждом регионе страны созданы реестры нематериального этнокультурного достояния. Есть такой и в Воронежской области. Что такое реестр нематериального этнокультурного достояния, зачем он нужен и может ли реально помочь сберечь традиции старины? Об этом мы поговорили с Алиной Губской - ведущим методистом отдела фольклора и ремёсел Воронежского областного центра народного творчества и кино, преподавателем кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств.


- Алина, расскажите, что такое реестр нематериального этнокультурного достояния Воронежской области?

- Реестр - это своего рода база данных объектов традиционной культуры Воронежского края. Все объекты подробно описаны и сопровождены фото-, видео-, аудиоматериалами. Объекты реестра можно распределить на разделы: календарно-обрядовые комплексы (например, весенний обряд “Вождение русалки” села Оськино Хохольского района); обряды жизненного цикла (например, традиционная русскя свадьба в селе Россошки Репьёвского района); песенные традиции (например, традиционные песни села Пчелиновка Бобровского района); инструментальные традиции (например, традиция игры на рояльной гармони в Новоусманском районе); словесные жанры фольклора (например, сказки Анны Николаевны Корольковой); технологии изготовления народного костюма (например, технология изготовления традиционного мужского костюма села Клёповка Бутурлиновского района); технологии приготовления традиционных блюд (например, технология изготовления рождественского розового пряника Бутурлиновского района); ремесленные традиции и зодчество (например, домовая резьба Борисоглебского городского округа). Реестр нужен для сбора и популяризации объектов традиционной культуры Воронежской области.

Первое печатное издание, посвящённое реестру нематериального достояния, появилось в 2014 году. Тогда это был небольшой буклет, который включал в себя немного объектов. В 2022 году Воронежский областной центр народного творчества и кино выпустил иллюстрированное издание «Каталог объектов нематериального этнокультурного достояния Воронежской области», куда вошли уже 58 объектов. С полным реестром можно познакомиться на сайте Воронежского областного центра народного творчества и кино. Отмечу, что мы регулярно его актуализируем и дополняем новой информацией.

- Работа над таким проектом - очень серьёзная задача. Скажите, как выбирают специалистов для нее?

- В этой работе участвуют ведущие фольклористы Воронежской области. Они годами занимаются изучением традиционной культуры нашего региона. Лучшие специалисты входят в экспертный совет по формированию реестра. Его председатель - Галина Сысоева (профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, заведующая кафедрой этномузыкологии ВГИИ). Работают в совете также преподаватели кафедры этномузыкологии ВГИИ: Галина Христова, Ольга Токмакова, Светлана Филонович. За раздел устного творчества и фольклорных текстов отвечает Татьяна Пухова (кандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы и гуманитарных наук  Воронежского госуниверситета). В экспертный совет также входит специалист по народному костюму – Светлана Толкачёва (главный хранитель фондов Воронежского областного краеведческого музея). Участвуют в работе над объектами реестра также сотрудники Центра народного творчества и кино и другие специалисты.

- И как же идёт эта работа?

- Формированием реестра занимается экспертный совет. Большинство описаний объектов – это результат экспедиций.  Например, Центр народного творчества держит связь с представителями районных, сельских домов культуры. Специалисты ВОЦНТиК запрашивают у районных ДК предложения для пополнения реестра. Те, в свою очередь, проводят экспедиционную работу на местах. По окончании экспедиции передают информацию областному центру народного творчества. Здесь уже его сотрудники отбирают информацию, а затем едут в экспедицию для сбора более подробного материала.

- Есть ли в этой работе трудности?

-Конечно. Одна из них - уход носителей традиции. Обычно это пожилые люди, которые ещё застали в детстве или молодости отголоски древних обычаев и традиций. Ну, и так как у нас серьёзный проект - требования к нему строгие. Поэтому даже если объект очень интересный, мы не можем опубликовать его, если есть недостаток подробной информации, видео-, фото-, аудиоматериалов, сопровождения научной литературой.

Культура объединяет

- Фиксируете ли вы, что какие-то традиции уже исчезли?

- Да, к примеру, обряд «Вождение русалки» в селе Оськино Хохольского района. Это весенний обряд, проводившийся в следующее воскресенье после Троицы. Местные жители русалкой называли чучело коня. Мужчины наряжались в коня, которого вёл вожак с хлыстом. Раньше вожак одевался в женскую холстинную одежду, а с пятидесятых годов двадцатого века начал одеваться в цыгана. Женщины вместе с конём-русалкой ходили по всему селу, просили дать выкуп в виде денег, еды, выпивки. Процессию сопровождала толпа односельчан, пелись старинные песни. После конь уходил за село, желательно на ржаное поле, где символически умирал. Пока он умирал, его пытались откормить и оживить. По народным представлениям конь должен был возродиться в будущем плодородном урожае. Оськинцы верили, что если этот обряд не провести - будет неурожай. Последний раз обряд проводился в 2017 году в качестве реконструкции, в живом бытовании его уже не проводят. Сейчас атрибуты для «вождения русалки» хранятся в ДК села Оськино.

- Какие объекты в реестре вы считаете особенно важными?

- Наше наследие - оно всё важно. Наши традиции, прошлое делают нас нацией. Традиционная культура способна объединять. На ней базируется вся культура, история, современность. Каждый объект уникален, поэтому что-то конкретное невозможно выделить.

- Тогда такой вопрос. А какой-то современный фольклор сейчас существует?

- Да, конечно. Фольклор - явление и гибкое, и консервативное одновременно. Всегда будут появляться новые формы народного мышления. Мы порой не замечаем, что являемся и носителями, и создателями традиций. Например, двадцать лет назад в этнографических экспедициях исследователи не обращали большого внимания на народные романсы. Считали, что это нечто современное и вовсе не фольклор. Сейчас народные романсы - это уже ценность. Даже мемы можно назвать современным интернет-фольклором. Потому что они, как и все элементы фольклора, утрачивают авторство, создаются народом и распространяются на большую аудиторию.

- Что мы все можем сделать для сохранения традиций?

- Общаться со старшими родственниками. Сейчас популярна тема генеалогии, и она тесно связана с фольклором. Пару лет назад был такой проект в ВК – «Экспедиция домой». Каждому человеку предлагалось поговорить со своими старшими родственниками и спросить, как они жили раньше, как проводили время, праздники, какие были обычаи, костюмы, блюда. Эти знания имеют значение не только для отдельной личности, так как человек будет знать историю, традиции своей семьи и это поддержит связь между поколениями. Это важно и для всей России, потому что через традиции семьи, малой Родины, мы сохраняем историю всего нашего народа. Полезно поискать и старые фотографии семьи. На них можно увидеть традиционные костюмы, быт семьи. Такие поиски традиций очень объединяют родственников и могут помочь фольклористам в их исследованиях.

Беседовала Дарья Плесовских

13.10.2023