Романовская игрушка в липецких сюжетах Елены Смолеевской

Романовская игрушка в липецких сюжетах Елены Смолеевской

5 октября в Липецком областном центре культуры, народного творчества и кино состоялось открытие выставки традиционной и авторской глиняной игрушки народного мастера, члена Союза художников России Елены Смолеевской «За столом под яблонькой...». талантливой мастерицы, которая занимается романовской игрушкой с 1988 года… Здесь были представлены знакомые сюжеты романовской игрушки родом из села Романово и Липецкого городища.

Атмосфера на выставке праздничная. Ученики и друзья поздравили в этот день Елену Геннадьевну с Днем учителя, подарили подарки и сказали много добрых слов.

Елена Смолеевская - талантливая мастерица, которая занимается романовской игрушкой с 1988 года. Она создает и собственные сюжеты, например,  «Как царь Пётр в Липецке бывал». Эта серия работ была выполнена по мотивам городских легенд и авторских сказок. Елена призналась, что во время работы с романовской игрушкой нужно соблюдать много нюансов, которых в лепке романовской игрушки не сосчитать. Каждому мастеру важно правильно подобрать инструмент, благодаря которому он будет творить шедевры. У тех, кто занимается романовской игрушкой, это глина и краски.

Талант и глина

Елена Геннадьевна рассказала, что постоянно применяет одну и ту же глазурь, чтобы сохранить оттенки зелёного, коричневого, золотистого цветов: «Если я возьму не чёрную глину, а белую, то вся палитра эта во всей красе видна. Её я использую для определенных случаев». На конкурсы мастер всегда берет с собой свою глину, чтобы добавить в ту, которую предлагают. Чтобы быть более уверенной в своей работе. «В нашей глине есть особое качество, к которому настолько привыкаешь, что  с новой глиной в руках  ты будешь в три раза дольше времени тратить на то, чтобы вспомнить свою работу», - поделилась Елена Смолеевская.

При работе с глазурью есть много нюансов, и важно их все соблюсти, чтобы добиться нужного результата. У глазури есть свои цветовые особенности. «Есть некоторые эффекты при наложение глазури. Красками я работаю гораздо меньше и чувствую себя не так уверенно. Был период романовской игрушки, когда после появления анилиновых красителей она стала яркой, броской», - рассказала Елена Геннадьевна.

Путь с романовской игрушкой в руках

Елена Смолеевская рассказала, что её часто спрашивают, когда она взяла глину в первый раз: «Это было очень давно – в природе, на пруду на глинистых берегах набирали глину и делали из нее посуду. Потом обучалась в художественной школе, там был предмет «Культура», где из глины мы выполняли творческие задания. Заниматься же настоящим промыслом, традиционной игрушкой, мне посчастливилось у народного мастера Ивана Гункина». В селе Пады, где он жил, было много гончаров. Гункин показал липецкой ремесленнице основные приемы работы. Студенты на время практики жили у него во времянке, работали в его дворике.

 «Сидели за столом под яблонькой – вот так и моя выставка называется. Была там такая семейная и уютная атмосфера. Мы садились, лепили, мастер показывал, преподаватель комментировал. Мастер показывал простые крестьянские сюжеты, только позже мы узнали, что романовская игрушка больше знаменита городскими мотивами. За 10 дней практики в гостях у Ивана Гункина мы полностью погружались в творческий процесс – за это время делали по три игрушки до обеда и три – после», - поделилась воспоминаниями мастерица. Надо отметить, что именно Иван Федорович нарядил женскую фигуру в романовский костюм, который сам по себе интересен как культурное достояние липецкого края. Именно он привнес это новшество. Основные черты этого костюма – передник, кофта, бусы, наголовник и башлык.  А раньше игрушку лепили в архаичных формах, без таких ярких нарядов.

Интересно то, что в романовской игрушке сохранились четыре традиционных отверстия, с помощью которых ее использовали как музыкальный инструмент.

«Ищу ребёнка для мастер-класса»

Елена Смолеевская рассказала, что её мастер-классы посещают не только дети, но и взрослые. По ее мнению, детям на мастер-классах интересен простой образ игрушек – птички, петушки, уточки. Главное, чтобы свистели. А вот на мастер-классах в музее выходного дня, куда любой человек может прийти, произошла такая история. «Одна женщина рассказала, что специально ищет ребенка, чтобы посетить это мероприятие. Не знала она, что все могут приходить и лепить игрушки, независимо от возраста. Также у нас есть своя студия, куда люди приходят осознанно и регулярно, лепят игрушки, делают свои проекты, участвуют в выставках. У нас уже коллектив сложился, можно сказать, почти семейный. Это как клуб – люди не просто лепят, а еще и общаются», - поделилась мастерица.

Петр I как новация

Есть базовая основа романовской игрушки. Елена Смолеевская рассказала, что всегда продвигала свою линию, которую почерпнула у мастера Ивана Гункина. У его изделий  особая форма, пластика, доля юмора. Елена - городской житель и продолжает краеведческую тематику: перерабатывает воспоминания о Липецком курорте и старается их отразить в романовской игрушке. С читальней курорта связаны такие сюжеты игрушки, как барышни с книгой, сидящая парочка на скамейке. Так появился и образ самого Липецкого курорта с воротами.

 «То, что Петр I открыл липецкую воду, мне тоже хотелось отразить в романовской игрушке. Предыдущее поколение мастеров тоже обращались к историческим личностям, -  рассказала мастер.  - Мне дали задание отразить Петра I в игрушке. Дело пошло, про некоторые сюжеты легенды есть, а про другие нет. Пришлось самой придумывать (смеется). Теперь наш музей издал книгу со сказками, про то, как Пётр I в Липецке побывал, с подробностями на основе этих легенд».

Через глину к звездам

Елена Смолеевская рассказала, что в начале ремесленного пути её часто ругали, не принимали всерьез: «Говорили, мол, деревенской жизни не знает, жизни не нюхала, сама в блочном доме живёт. Чуждый я немножко человек для деревенской жизни. Зато моя городская сущность в городских мотивах уже по-другому стала развиваться. Старый сюжет со временем может менять суть, оснащаться новыми деталями. Мы ведь тоже не знаем, что имел в виду автор, когда начинал свое произведение творить». Липецкая мастерица призналась, что тоже при изготовлении романовской игрушки вкладывает в нее уже более конкретный смысл: «Допустим, можно слепить не просто пару, а нашего градоначальника с супругой. Какие-то черты, предметы одежды со старых фотографий добавить».

Может быть, наши предшественники тоже вдохновлялись конкретным человеком, но просто в истории это не сохранилось, поделилась своим мнением Елена. «А вот когда стали матричные формы использовать, тогда мы точно поняли, что фигурка, которая у нас в краеведческом музее хранится под названием «Старик», это не просто старик, а именно Лев Толстой. Благодаря таким формам можно определить узнаваемые черты», - отметила она.

Игрушка через года

Когда художник занимается народным искусством, он постоянно задействован в различных мастер-классах или выставках. «У нас есть союз художников, бывает много ежегодных выставок, как Всероссийский день художника, например.  В Липецке он празднуется 25 декабря, потому что это день рождения любимого Виктора Сорокина, известного липецкого художника. У нас всегда к этой дате приурочена наша выставка. Каждый, кто хорошо поработал, приносит свои работы. Мы всегда стараемся что-то новенькое показать, и это стало хорошей традицией», - поделилась эмоциями Елена. Если говорить про романовскую игрушку, липецких мастеров часто рекомендуют  и приглашают на различные мероприятия. В прошлом году Елена Смолеевская участвовала в выставке сборной мастеров по романовской игрушке в Санкт-Петербурге.

«Для себя я отвела такое правило: каждые пять лет, когда круглая или полукруглая дата, стараюсь делать персональную выставку, чтобы тоже посмотреть самой и людям показать. Начинаю задумываться о самопиаре, продвигать свое творчество (смеется). Вот даже значок есть. Когда у меня в Доме Музыки открылась выставка, всем присутствующим подарила значки со своей работой. Начала делать шаги к продвижению», - смеясь, рассказала Елена.

А я вспомнила время, когда сама в школе ездила лепить романовскую игрушку. Помню, как всем классом сидели и лепили свистульки под строгим руководством мастера-ремесленника. В 12 лет я особо не придавала значения тому, что игрушка может что-то обозначать  и даже, что у нее есть целая история! А как происходит распространение информации о выставках и мастер-классах, рассказала сама Елена: «Дети, молодежь подсказывают, что надо вести какие-то странички, но до этого мы пока не созрели. У нас больше работает сарафанное радио или то, что объявляет наш музей». В наше время, время социальных сетей, нужно уметь их грамотно и активно развивать. Ведь мы поколение «смотрящих» и любим глазами.

 

Валерия Селезнева

13.10.2023