"СРЕДИ ПЕСЕН КАК В САДУ"
Из кухни доносится запах свежей выпечки, из радиолы звучит заливистая частушка, а распахнутые настежь окна выходят на Кольцовский сквер - эпицентр городской жизни. Это не фрагмент из советского фильма, а атмосфера, которой пропитан дом Марии Мордасовой.
Музей-квартира, посвященный жизненному пути известной воронежской частушечницы, уникален. Мемориальных музеев в Воронеже немного: домик Ивана Никитина, усадьба Анатолия Дурова, уютная квартира Марии Мордасовой – все те места, где жили эти люди. Они пользовались находящимися там вещами, там сохранился подлинный интерьер.И нам посчастливилось попасть на экскурсию в Музей-квартиру Марии Мордасовой, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством нашей талантливой землячки.
Квартира Марии Николаевны расположена на четвертом этаже старой сталинки - с толстыми стенами и высокими потолками. На пороге нас гостеприимно встречает научный сотрудник Жанна Леденева и проводит в уютную гостиную. Комната стилизована под концертный зал, здесь часто проходят мастер-классы, встречи, концерты. Нас, как дорогих гостей, усадили в первый ряд, и мы приготовились погрузиться в историю воронежской певуньи.
Лапти, принесшие удачу
Мария Мордасова – уроженка села Нижняя Лызовка Тамбовской губернии. Она родилась в многодетной творческой семье, где постоянно звучала музыка. «Мне от мамы (первой на селе певуньи) достался сундук с наследством – ее песнями. Росла я среди песен как в саду…», - есть такая цитата в воспоминаниях самой Марии Николаевны. Музыка сопровождала ее всегда, в любой деятельности.
В 30-е годы прошлого века во всех губерниях и селах начинают создаваться первые музыкальные коллективы. Их участники пели русские народные песни, приходили на смотры художественной самодеятельности. И, конечно же, юная Мария не осталась в стороне. Первые учителя направляли ее, давали жизненный ориентир: какие песни петь, как правильно носить народные костюмы.
На стенах гостиной, в которой началось наше путешествие в мир русской песни, расположились шесть стендов с информацией о главных этапах жизни Марии Мордасовой. Нам рассказали, что первый смотр художественной самодеятельности, где приняла участие будущая частушечница, произошел в 1938-ом году. Там девушка исполнила песню «Эх, лапти мои» и заняла первое место. Лапти принесли ей первую удачу, да и сопровождали всю жизнь – семья Марии Николаевны владела искусством плетения.
Вскоре первый муж Мордасовой, подаривший ей известную фамилию, привез ее в Воронеж и помог устроиться на швейную фабрику «Первое мая». В первые дни своей работы она сразу же стала участницей коллектива творческой самодеятельности. И с ним же в качестве солистки начались ее первые гастроли. Из музыкальных путешествий по разным городам и странам Мария Николаевна привозила различные сувениры. Некоторые из них сейчас расставлены за стеклами лакированного гарнитура. Есть даже статуэтки из Африки и белые мишки из Магадана, сделанные из моржовой кости, китовый ус, привезенный из Дальнего Востока.
Мария Мордасова и работала в удовольствие, и пела в удовольствие – иначе она не умела.
«Тяжело было, горел Воронеж, но песня была нужна»
Во время Великой Отечественной войны швейную фабрику «Первое мая» эвакуировали в рабочий поселок Анна. Там работницы шили форму для фронта.
В суровые военные дни 1943 года власти города подняли вопрос о создании Воронежского русского народного хора. Его первый художественный руководитель Константин Массалитинов собрал певцов и музыкантов в прифронтовом поселке зимой 1943 года. Хор выступал перед военнослужащими и с концертами прошел фронтовые дороги. И одной из самых главных солисток была, конечно же, Мария Мордасова.
Первое выступление хора состоялось 1 мая 1943-го года в разрушенном Воронеже, на площади Ленина через несколько месяцев после изгнания фашистов. Музыкальный коллектив пел на фоне обгоревших, разрушенных зданий, вдохнув в пострадавший город глоток жизни – Воронеж ожил.
Мария Мордасова так рассказывала об этой тяжелой, но значимой странице в своей жизни: «Репетиции наши проходили в нетопленом клубе. Холодно было, голодно было. Народ пришел – энтузиасты, со всей Воронежской области. Тяжело было, горел Воронеж, но песня была нужна. Приехали в Воронеж, дали свой первый концерт на площади. Мы пошли пешком, по селам, по освобожденным районам Воронежской области. Мы потом решили собрать свои сбережения и купить танк, отослать на фронт. Этот танк мы назвали «Русская песня»».
После войны в 1945-ом году Мария Николаевна познакомилась с баянистом Иваном Руденко. Он не только сопровождал ее на всех концертах, делал для певуньи аранжировки, но и стал ее вторым мужем. Вместе, рука об руку они прожили очень счастливую жизнь, наполненную песнями, выступлениями и гастролями. Супруги объездили всю Россию и города союзных республик, страны социалистического лагеря, другие континенты.
Петь частушки на злобу дня
Частушки – любимый песенный жанр Марии Николаевны. В селе он воспринимался как что-то разгульное, иногда не очень приличное, но певунья сумела вывести частушку в отдельный музыкальный жанр. Исполнительница пела на злобу дня, реагируя на важные моменты в жизни своей страны, которые необходимо было воспеть. Будь то освоение целины или полет в космос. Мария Николаевна сложила более 300 частушек и припевок. Самые популярные – это «Тимоня», «Колхозные напевы», «Соперницы».
Жанна Леденева показала нам подлинные рукописи с частушками Марии Мордасовой– ироничными, остроумными - и зачитала одну из них:
С неба звездочка упала прямо Гитлеру в штаны,
Разбомбила, что там было, и пришел конец войны!
Модница и гостеприимная хозяйка
Следующим пунктом нашей экскурсии стала спальня Марии Николаевны. У окна стоит любимая швейная машинка немецкого производства: знаменитая частушечница в начале песенного пути собственноручно шила костюмы для своих выступлений. Рубахи с вышивкой; сарафаны, обшитые бисером и украшенные бусами, монистами, сразу привлекли наше девичье внимание. Нам даже разрешили примерить старинный головной убор замужних женщин – сороку.
У стены скромно расположился увесистый сундук с «моими сокровищами» (как называла его хозяйка) - хранилище писем разных лет, присланных со всех уголков России. Все их Мария Мордасова бережно хранила, ни одного из них не оставляла без внимания. А рядом, в застекленной витрине, лежат подлинные дневниковые записи, документы, приказы о создании хора.
И наконец – просторная светлая кухня, где Мария Николаевна встречала своих гостей. Подключив воображение, даже сейчас можно представить свист самовара и аромат пирогов, испеченных хозяйкой. Белый буфет с раздвижной столешницей, радиола и все еще работающий холодильник «ЗИЛ» - тоже прижизненные мемориальные вещи семьи Мордасовой и Руденко. Отдельный умилительный восторг у нас вызвала чашка с надписью «Любимой женульке Мусеньке» 1955-ого года.
У входа в кухню примостилась семейная гордость - книжный шкаф. У Марии Мордасовой была большая библиотека из более чем 400 книг. Паркет, стены, потолок c лепниной остались такими, какими были при жизни Мордасовой и Руденко. Разве что добавились полки с музейными сувенирами и оригинальные концертные афиши, стилизованные под русско-народный стиль. Простая обстановка, без излишеств, но как же тепло и по-родному чувствуешь себя в таком удивительном месте, имеющем свою особую историю.
Двери дома Марии Николаевны были открыты всегда: для друзей, учителей и преданных учеников. И сегодня в Музей Марии Мордасовой может войти каждый, кто хочет прикоснуться к высокому искусству народного творчества Воронежского края. Прочувствовать силу и жизнь русской души в русской песне.
Инна Давыдова
12.10.2023