"Нет правды на земле, но правды нет и выше"

"Нет правды на земле, но правды нет и выше"

Спектакль «В чаще» Государственного театра коренных малочисленных народов Севера из Якутска показали в Петербурге. Постановку в Северную столицу привезли в рамках XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».

 ...Дождливый и промозглый вечер несет меня в «Балтийский дом». Признаюсь, я впервые здесь.  Я пробую свои силы в межэтнической журналистике, так что показ спектакля театра из Якутии — прекрасная возможность на некоторое время окунуться в другой уголок России. Якутия. Отправлюсь сегодня именно туда.

Захожу в театр и, если честно, из-за погоды выгляжу будто зашла просто погреться. В холле мини-выставка на восточную тематику. Есть предметы из Японии и Индии, заметны экспонаты из регионов России - Якутии, Бурятии и Калмыкии. По периметру наливают кофе и шампанское, чуть поодаль — дегустация чая.

Наконец прохожу в Большой зал. Мое место на седьмом ряду, так что я близко к сцене и могу видеть практически все. В зале аншлаг, зрители продолжают заходить даже после третьего звонка. Организаторам даже приходится немного задержать начало.

Спектакль «В чаще» создан по одноименному рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагава. Режиссер постановки Сергей Потапов ранее в своих интервью отмечал, что произведение переделано на чукотский лад с сохранением сюжетной линии. Все строится на расследовании убийства парня. Несколько признаний. Где правда, а где ложь? 

...Небольшой луч света направляется на сцену и зритель видит обездвиженное тело. Его находит дровосек. И с этого момента начинается рассказ, который полностью состоит  из признаний разных людей, которые так или иначе связаны с этим парнем. Герои говорят на якутском языке, а сверху на большом экране друг друга сменяют субтитры. Но иногда я забывала, да и не хотелось поднимать глаза, потому что игра актеров завораживала. Казалось, будто все происходит наяву, люди на сцене не играют свою роль, а на самом деле являются героями ситуации.

Вот дровосек рассказывает как он нашел тело погибшего с раной в груди посреди чащи, затем на сцену выходит монах и говорит, что за несколько часов до этих событий повстречал молодую пару по пути и совсем не мог предположить, что вскоре юношу найдут мертвым. А далее на сцену выходит мать той самой девушки. Девушку так и не нашли, тревога за дочь не дает женщине покоя.

Одна сцена сменяет другую и в центр внимания последовательно выходят три героя. Разбойник, девушка и умерший парень. У каждого из них своя версия убийства: исток один, но конец разный. 

В финале зрителю предоставляется выбор: кому верить? Чей вариант событий наиболее правдоподобен? Герои, словно к судьям, направляют свои речи к зрителям. Это невольно заставляет задуматься о том, чью правду примешь ты. Для эпилога режиссер выбрал крылатую фразу А. С. Пушкина из произведения «Моцарт и Сальери»: «Нет правды на земле, но правды нет и выше».

Потрясающие костюмы, сцены, танцы и, конечно же, игра героев. После этого спектакля даже бы Станиславский сказал: «Верю!»

 

Ангелина Кашаева

Фото предоставлено оргкомитетом XXXIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»

12.10.2023