Дмитрий Баранов: "У нас особое отношение к хлебу"

Дмитрий Баранов: "У нас особое отношение к хлебу"

В Российском этнографическом музее открылась выставка «Путь хлеба». Она рассказывает о роли хлеба в культуре России, о том, как менялось отношение к хлебу на протяжении веков, как трансформировались рецепты и позволяет ответить на вопрос: действительно ли хлеб всему голова. Куратором выставки выступил Дмитрий Баранов – заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея. Ученый рассказал «Национальному акценту» о выставке, а также о том, как по предметам можно судить о национальных особенностях русского народа.

 – Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, в чем основная идея выставки «Путь хлеба». Почему современному человеку важно знать об истории этого продукта?

– Идея выставки – показать хлебную культуру, сместив основной акцент с вкусовых качеств хлеба на процесс его создания. Это не кулинарная выставка – это не про то «что» ели, а про то «как» это изготавливали. В качестве подспорья мы взяли книгу С.В. Максимова «Куль хлеба и его похождения». Автор сфокусировался на самом таинстве преобразования «зерна» в «хлеб». Экспонаты выставки – орудия по превращению природного в культурное. Это как инструменты пыток, только для растений. Мотив страдания сельскохозяйственных культур при их возделывании и обработке характерен не только для русской традиции, но и для многих других этносов. Например, на Кавказе подобным образом относились к винограду.

 – Как потребность производить зерно, молоть из него муку и впоследствии печь хлеб влияла на повседневную жизнь человека на Руси?

– Все орудия труда (сохи, плуги, борона, жернова) созданы «потребностями» зерна. Много интересных примеров можно найти в книге «Куль хлеба и его похождения». Почему бурлаки собрались на берегу Волги? – Потому что их гонит голод. Почему человек не спит и рано утром встает? – Этого требует хлеб. Почему женщины весной во время первой грозы раздеваются и катаются по земле? – Чтобы спина не болела, когда они будут убирать хлеб. Сейчас среди антропологов и социологов популярен так называемый «перспективизм», который позволяет человеку культуре взглянуть на себя со стороны, в данном случае как бы «глазами хлеба», что поможет ответить на вопрос: кто мы такие? Мы по сути своей одинокие люди. Любая культура стремиться сконструировать для себя «собеседника», через которого он поймет, кем является. Для русской культуры им становится хлеб – с ним можно «пообщаться» и увидеть свое отражение.

- Почему символом русской деревни, а впоследствии и всей русской кухни стал именно хлеб, почему его всегда называют в числе основных блюд?

– Русский человек – это тот, кто на земле «сидит». Мы не кочевники. Русский человек не уйдет никуда, так как благодаря «потребностям зерна» он привязан к месту. Не будет его рядом с полем и хлеб погибнет. И все это не потому что человек любит или не любит что-то, а потому что его заставляет природная среда. Существует «теория аффордансов», согласно которой у человека есть свободный выбор занятий или технологий, но он ограничен рамками, которые задает ему природа. Ты выковываешь что-то из железа, но ты не можешь вылепливать это руками, ты из глины можешь что-то лепить, но не ткать ее, но в заданных природой рамках ты при этом свободен в выборе деталей и тонкостей.

 – Какие еще символы русской материальной культуры вы можете назвать?

– Топор! Русская культура – во многом «деревянная» культура. Из топора можно сделать все, даже «кашу сварить»! А топору противопоставляется как имеющая наивысший знаковый статус икона. Есть такая древнерусская загадка: что в избе всегда спиной к человеку, а что – лицом? Спиной – топор, так как его обухом ставят, а лицом – икона.

 – Как исследование предметного мира помогает узнать об обычаях и традициях народа?

– Уже почти полвека назад в мире произошел материальный поворот: если раньше культура делилась на «материальную» (низкую) и «духовную» (высокую), и исследования материального мира рассматривали его преимущественно как зеркало социальных отношений, то теперь важно понять, как сама материальность участвует формировании символического образа предмета, какие именно физические свойства его конструируют. Вот, например, борона. Даже если вы ничего не знаете о значении вещи, можно исходя из ее физических свойств сделать выводы. Что бросается в глаза? Плетенка крестообразная. Эти кресты обусловлены конструктивно, но благодаря им борона в контексте русской культуры, которая является православной, приобрела значение оберега. Их вешали зимой на стенку хлева от нечистых сил. Зубья на боронах, наличие которых функционально обусловлено, превратили борону в символ плодородия, поскольку появление зуба согласно народным представлениям всегда означает появление новой структуры. Хочет еще рожать роженица – закапывает «детское место» (плаценту) туда, где висят борона. Через борону девушки в святки выглядывали суженого-ряженого.

 – Были ли случаи, когда не правильно определяли значение найденной вещи?

– К нам пришли как-то археологи из Эрмитажа и говорят: «Вот мы под Новгородом копали и нашли детские мечи XII века!». А мы им в ответ: «Да это же трепало для того, чтобы трепать лен…». У нас был еще инструмент похожий на булаву. Мы думали, что он русский, а оказалось, что это оружие из Африки! Много еще существует таких мифов и историй. Выставки как раз помогают сделать новые открытия в процессе изучения материалов.

 – Как материальная культура русского народа связана с национальными ценностями?

– У нас до сих пор ведь особое отношение к хлебу. Хлебом, например, не принято играть. Это конечно же связано еще и с блокадой Ленинграда. В Европе тоже выращивают хлеб, но у них к нему другое отношение. У нас даже каш было гораздо больше, чем в других странах. Правильно говорят, что хлеб всему голова. О хлебе мы вспоминаем тогда, когда его нет – во время голода. В русской истории было много кризисов, голодных времен. Именно переживание трудных периодов не позволяло забыть ценность хлеба. Культура каждый раз словно тебе говорит: вот, что с тобой будет, если ты не будешь соблюдать нравственные законы.

 

Полина Янова

фото автора

11.10.2023