Елена Агаркова: "Традиционная песня сама выбирает тех, кто ее сохранит и распространит"
Традиционная песня - неотъемлемая часть жизни и творчества народа. Раньше нельзя было представить работу или застолье без напева знакомой мелодии. Но многие ли знают, что музыкальные традиции востребованы и сегодня? И как их сохранить? Руководитель ансамбля «Хутор ДУХОВСКОЙ» из Нововоронежа Елена Агаркова уже много лет изучает русскую народную музыку и передает знания своим ученикам.
От учебы до любви к традиционной песне
Елена окончила детскую школу искусств им. В.В. Силина в своем родном городе Нововоронеж. Затем поступила в музыкальное училище в Воронеже. Однако с традиционной песней столкнулась только в Воронежской государственной академии искусств (сегодня это институт искусств – А.Н.) на фольклорном отделении.
- Петь я не могла, да и голоса не было в помине, поэтому после изучения классической музыки пришлось обратиться к традиционной песне, - рассказала Елена
В детстве вокалистка часто общалась с деревенскими людьми. Она знала, что село - это в первую очередь тяжелый труд и постоянная работа. Поэтому изучение традиционной культуры ей казалось легкомысленным занятием для тех, кто не желал заниматься «настоящим делом».
Во время учебы Елена часто ездила в экспедиции в глубинку области: там собирала фольклорные материалы. Именно тогда она поняла, что такое настоящая песенная культура села: «Острогожский район Воронежской области, который мне достался для комплексного исследования и написания диплома, оказался очень богатым на знающих и поющих людей, поэтому в некоторые села я ездила неоднократно. Я понимала, что это великая ценность».
Окончив академию искусств, Елена Агаркова начала преподавать, а потом стала творческим руководителем фольклорного ансамбля «Диковинка». Так из года в год она работала и развивала голос вместе со своими учениками, погружаясь в новый репертуар.
- Поначалу я каждый год обещала себе все бросить и уйти из профессии из-за трудностей. Но любовь к музыке, к песне, заинтересованность в этнографических материалах не давали мне это сделать,- добавила Елена
Место творчества - «Хутор ДУХОВСКОЙ»
В 2016 году Елена решила создать коллектив традиционной песни. Идею поддержали местные активисты из самодеятельности, которые очень хотели научиться петь именно старинные песни.
В то время Агаркова интересовалась историей Воронежской области. Поэтому коллектив был назван «Хутор ДУХОВСКОЙ» в честь местечка неподалеку от Нововоронежа.
Сейчас в состав фолк-студии входят участники разных возрастов. Это в основном местные жители города Нововоронежа, любители русской песни и самодеятельного творчества.
«Хутор ДУХОВСКОЙ» ведёт активную деятельность и вне стен студии: участвует в конкурсах и фестивалях разного уровня, мастер-классах и концертных программах.
-В первую очередь мы рады общению с друзьями-единомышленниками. Коллектив развивается в своем творчестве: расширяет репертуар и осваивает многоголосное пение. К тому же участие в подобных мероприятиях- это занятие не из простых. Всегда нужно потратить и силы, и время, и материальные средства. Подобная работа действительно для людей заинтересованных и преданных своему делу. Но главное, как признаются многие, мы являемся примером для подражания,- рассказала Елена
Основа репертуара фолк- студии, - конечно, традиционная песня. Однако участники осваивают и народно-бытовой танец, и малые жанры фольклора Воронежской области. А ещё артисты изучают традиционные говоры нашего края. Эти знания они используют на сцене: вставляют реплики и диалоги в народно- бытовые сценки.
Репертуар, который Елена берет для концертных номеров, - это накопленный экспедиционный материал еще со студенческих лет и личный архив: «Интересные традиционные песни я нахожу в интернете, но всегда обращаю внимание на их этнографическое исполнение либо нотный вариант. Здесь важны не только напев и текст, но и певческая манера».
Много внимания она уделяет и костюмам участников ансамбля. Это подлинные образцы южнорусской праздничной крестьянской одежды позапрошлого и прошлого веков. В студенческих экспедициях по Воронежской области Елена покупала детали традиционного наряда. Бывало, что сами бабушки дарили вокалистке какие-то элементы костюмов.
- Поэтому в нашем концертном гардеробе все основные детали женского традиционного наряда подлинные. За исключением сарафанов, нескольких платков и обуви. Это новодел. И то платки мы заказывали с этнографическим штампом, сарафаны шили по выкройкам старинных образцов, обувь у нас концертная. А сороку и грибатки (шейное украшение) я заказывала в селе Афанасьевка умельцам- носителям традиции, - добавила Елена
Вера нас хранит и спасает!
Фольклорные традиции всегда защищали ценности и черты народа. Поэтому традиционная культура была неразрывно связана с церковной жизнью.
- Наши предки были глубоко верующими людьми. Православная культура являлась центральной составляющей жизни русского крестьянина, неминуемо отражалась в произведениях устного народного творчества, в процессе исторического развития фольклорного искусства, - рассказывает Елена Агаркова.
В традиционном музыкальном фольклоре есть и жанры духовной музыки: псальма, духовный стих, плач. Церковная жизнь много веков находилась в неразрывной связи с народом, с его обрядами, праздниками, представлениями.
- Мои бабушки приучили меня к вере. Я сама воцерковленный человек и с удовольствием вспоминаю бабушек разных сел Острогожского района, которые рассказывали об обязательном посещении церкви и домашнем пении почти на все крупные годовые календарные праздники. Нельзя отрицать то, что сохранили наши предки.,- уверена Елена
Участники ее фолк-студии по-разному относились к православию. Однако духовные стихи как жанр в репертуаре коллектива всегда звучали как дань традиции. В этом вопросе артисты ансамбля едины во мнении.
На новом «Холсте»
Елена выступает не только в строгой этнографической традиции. В её творчестве есть и другие необычные исполнения традиционной песни. Например, с 2016 года по 2022 год Елена была вокалисткой рок-фолк группы Егора Карещикова «Холст».
- Меня пригласил в это сообщество любителей рока идейный вдохновитель группы, профессиональный музыкант, балалаечник, аспирант Воронежского государственного института искусств Егор Карещиков. Он же является создателем аранжировок народной песни, которые звучат в исполнении «Холста», - поделилась Елена
Стилизация русской традиционной песни была задумкой Егора, поэтому все основные решения по развитию коллектива принимал именно он. По словам вокалистки, группа «Холст» как бы поместила русскую народную песню в дорогую оправу рок-обработки с добавлением народных инструментов.
Елена пришла в группу как исполнитель. Ей было интересно попробовать себя в новом исполнении традиционной песни и как сольной исполнительнице: «Я пришла в уже готовое сообщество со своими чертами. Мне не пришлось ничего выбирать: ни музыкальный стиль группы, ни манеру исполнения (кроме той, в какой она уже могла петь), ни традиции коллектива».
Елена уверяет, что песня не сможет оставаться неприкосновенной с музыкальной точки зрения. Каждое поколение хочет выразить себя через эксперименты, через наложение одного стиля на другой. В истории музыки останутся только грамотные и популярные композиции.
- Сейчас я не являюсь солисткой этого коллектива. Я в творческом отпуске. «Холст» сильно повлиял на мои музыкальные пристрастия, я открыла для себя другие музыкальные направления,- уточнила Елена
Сохранение через преображение
Русская песня из поколения в поколение сберегает себя через преображение: если меняется форма, сохраняется содержание, и наоборот, если меняется содержание, то остаётся форма.
Елена считает, что интерес к народной традиции именно в городском жителе сегодня отсутствует. Внедрением русской песни в быт занимаются единицы энтузиастов. Хотя русская народная песня жива в умах людей.
- Связь поколений прервана. Люди оторвались от земли и давно живут в городе, а в деревне носителей традиции стало все меньше. Ещё меньше тех, кто поет старинную песню, - считает Агаркова.
По мнению Елены, для возрождения традиций нужно изменить отношение ко всему русскому. Сегодня многие всё своё, родное считают отсталым, ненужным или второстепенным.
- Ещё живо старшее поколение, выросшее в деревне на песне во время застолья, на песне во время труда. В своих семьях они ещё могут что-то рассказать о старине. Молодому поколению нужно быть внимательнее и ценить свое исконное, подлинное, национальное. Традиционная песня сама выбирает тех, кто ее сохранит и распространит. Она, как живое зерно, чистая духовная субстанция, сама найдет тех, в ком она прорастет,- добавила Елена
Анастасия Непочатых
Фото предоставлено героиней
10.10.2023