Все гораздо глубже…
Роскомнадзор решил запретить фильм “Айта” за разжигание межнациональной розни, не увидев куда более серьёзного подтекста.
Конфликт налицо?
Немного о сюжете: якутская девушка по имени Айта совершает самоубийство, обвиняя в своей смерти некого Афоню. Деревня маленькая, и единственным подозреваемым оказывается сотрудник полиции, по совместительству этнический русский. На протяжении всего фильма разъярённые жители требуют выдать им Афанасия для расправы, однако его коллеги, превысив свои полномочия, сажают того в изолятор, чтобы не допустить самосуда. В конце фильма же оказывается, что причиной суицида подростка является юноша из соседнего села, якут, которого тоже зовут Афоня.
Казалось бы, межнациональный конфликт налицо: главный подозреваемый – русский, жертва – якутянка. Такой вывод можно сделать по высказываниям персонажей, подчёркивающим, что Афоня неместный, как например: «Мы должны сидеть сложа руки, когда на нашей земле такое творят?», «…ещё он русский, и лицо у него как у маньяка», и по многим другим цитатам. Более того, сам русский неоднократно проводит между собой и якутскими коллегами невидимую границу. «Как вы тут живёте вообще?» - говорит Афоня о погоде, будто бы он сам не является жителем той же деревни. На вопрос о том, подвозил ли он Айту на служебном автомобиле, Афоня говорит неуверенно: «По мне вообще все на одно лицо». Да и сами коллеги не гнушаются аналогичными приёмами: «Это спроси у своих начальников, я не знаю», - отвечает Николай, полицейский якутского происхождения, своему русскому коллеге на вопрос о том, когда в их деревню завезут детали для автомобиля.
Не всё так просто…
Шовинизм жителей деревни распространяется не только на самого подозреваемого. Его молодая сожительница постоянно подвергается нападкам из-за своей связи с подозреваемым, что ярче всего проявляется в сцене у деревенской больницы, когда почти все женщины обвиняют её в том, что та покрывает педофила. Полицейским и другим представителям власти также достаётся. «Покрываете одного из своих», - в сердцах бросает в адрес Николая недовольный сельчанин. «Мы не для этого тебя выбирали», - укоризненно произносят граждане местному главе. А когда врачи увозят Айту на вскрытие, на их пути встаёт мать, не желающая, чтобы её дочь резали.
Особенно ярко несостоятельность теории межнационального конфликта видна в кульминации фильма, а именно в эпизоде вооружённого нападения друзей отца Айты на отделение полиции. Ни на стороне нападающих, ни на стороне обороняющихся – ни одного русского, все якуты (сам Афоня-полицейский не участвовал в обороне, так как на тот момент был изолирован в камере). Это явно говорит о том, что всё гораздо сложнее, чем показалось чиновникам из Роскомнадзора. Разве это всего лишь межнациональный конфликт? Действительно, он также подразумевается, но лишь постольку, поскольку не противоречит более глубокому противостоянию – между властью и обществом.
Ведь по сути общая линия водораздела проходит именно между простыми гражданами, желающими совершить самосуд, и между служителями закона, проводящими тщательное расследование. И абсолютно не принципиальна здесь этническая принадлежность героев: будь они все хоть якутами, хоть русскими – ничего не поменяется. Давайте вспомним, что происходит в общественном сознании, когда происходит очередное громкое изнасилование или убийство ребёнка? Публика, движимая животной жаждой крови, тут же начинает требовать возвращения смертной казни, вне зависимости от национальности преступника. И им в таком случае противостоят именно представители власти, которые, как правило, придерживаются принципа законности.
Тупиковый путь
При этом, как можно было заметить двумя абзацами ранее, я не отвергаю целиком и полностью факт межнационального конфликта. Если углубиться в историю якутского народа, можно откопать много интересных деталей, связанных с насильственным подавлением царской армией борьбы народа саха за независимость и против насильственной христианизации. Но, позвольте: с тех пор прошло несколько веков, как можно оправдывать ксенофобию событиями 400-летней давности? По этой логике платить и каяться придётся вообще всем народам перед всеми, а это тупиковый путь. Это же понимают и герои фильма, когда в конце участники столкновения с обеих сторон приносят друг другу извинения. Сложно сказать, насколько глубоко зарыт топор войны, но, по моему убеждению, при наличии весомого повода его вновь могут без труда откопать. Увы, такова человеческая природа: эволюцией в нас заложено подозрительное отношение к непохожим на нас, то есть к чужим. Когда-то это помогало выжить, но на дворе XXI век, и непохожие на нас люди совершенно не обязательно будут представлять для нас опасность, поэтому в наших силах подавить устаревшие черты поведения. Когда-нибудь мы это поймём. Жаль, что не сейчас.
Павел Калашник
9.10.2023