Секретная формула гармонии, или Отзыв на остросюжетный фильм "Айта"

Секретная формула гармонии, или Отзыв на остросюжетный фильм "Айта"

После наград за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль этот фильм ещё больше прославился, когда Роскомнадзор запретил его к показу за «деструктивные моменты, связанные с подчеркиванием превосходства одной нации над другой». Что это? Современный вариант «ссылки» для неугодного власти поэта? Или авторы фильма на самом деле выразились некорректно?

Фильм не оставил меня равнодушной. Во-первых, трудно не соблазниться «скандальным» кино, о котором в последнее время только и разговоров. Во-вторых, потому что фильм «Айта» – драма, триллер, детектив. Он стал самым кассовым якутским фильмом. Для меня как для любителя детективных сюжетов это настоящая находка.

Айта – девушка из якутского посёлка, которая погибает после вечеринки с друзьями. В кармане её куртки находят записку «Афоня, я тебя ненавижу!». После этого все начинают обвинять в её смерти полицейского Афанасия – русского, который недавно приехал работать в этот якутский посёлок. Ведь это он подвозил девушку до дома в тот вечер после того, как на вечеринку вызвали полицию.

Сам Афанасий утверждает, что не знает Айту и раньше с ней не общался. Однако сплетни разносятся быстро и уже все жители посёлка уверены в том, что он виновен. Так ли это?

 

Поменялись местами

К сожалению, русские очень часто говорят якутам и представителям других азиатских народов: «Да вы все на одно лицо». Но в фильме «Айта» эта фразу говорят Афанасию, потому что он русский среди якутов и все «свои» первым делом навешивают ему ярлык «чужого». Эта реакция местных понятна. Ведь именно такой стратегии, ксенофобии, придерживались долгие годы наши предки, защищаясь от чужаков.

Вся проблематика фильма как раз и заключается в том, что жители посёлка «судят книгу по обложке», сразу же назначая виновником трагедии чужака. И начинают распространять про него сплетни.

 

 Формула Инь-Янь

Очень сильное впечатление в этом фильме производит цветовое решение кадра. На экране преобладают синие и тёмные оттенки, а красные предметы или красный цвет служат для того, чтобы зритель мог подсознательно выделить акцентных героев из общей массы.

Я знаю, что колористика в кино способна рассказать зрителю и о характере героя, ведь я тоже пробую снимать (пока короткометражки).

Так, например, кадр со скрытой в тени половиной лица Афони свидетельствует о его двойственности, но при этом вы понимаете, что у него доброе сердце.

Тень на лице второго главного героя, местного жителя Николая свидетельствует о том, что он находится на распутье. В дальнейшем это подтверждается тем, что он не стал следовать мнению большинства, хотя вначале тоже пересказывал их сплетни.

Автор фильма противопоставляет синий и красный цвета, как добро и зло, как чёрное и белое. Я же во время просмотра этой картины вспомнила притчу про чёрную точку на белом листе бумаги.

…Когда-то давным-давно один мудрый старец призвал однажды своих многочисленных учеников и показал им лист чистой бумаги, на котором стояла одна лишь единственная чёрная точка.

- Что вы здесь видите? – спросил старец.

- Точку, - ответил один.

- Чёрную точку, - подтвердил другой.

- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

- Скажи нам, о чём ты так горько плачешь? – удивились ученики.

- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую чёрную точку и никто из них не заметил чистого белого листа…

 

Бояться или думать?

Вот и в этом фильме на фоне синего постоянно возникают красные акценты. Красное – это ксенофобия, с которой приходится бороться главному герою Афоне. А зрителю предстоит ответить на вопрос: что такое ксенофобия в современном мире? Всё ещё способ выживания за счёт противостояния чужакам? Или обречённая на провал тактика поведения, которая замутняет ум и не позволяет разобраться в истинных причинах происходящего?

Я после просмотра этого фильма лишний раз убедилась, что секретная формула гармонии заключается в понимании, взаимопомощи, принятии и толерантности. Поэтому я считаю, что этот фильм необходимо посмотреть всем, кто до сих пор следует устаревшему «методу выживания» под названием ксенофобия.

Алёна Ильина

В публикации использованы скриншоты экрана, сделанные во время просмотра фильма «Айта»

9.10.2023