Якутское и алтайское кино – глазами ижевских зрителей
В Ижевске завершился фестиваль российского кино «Этника». Новый фестивальный проект Ижевского киноклуба был посвящён фильмам российских режиссёров, снятых вдали от столиц и связанных с национальной идентичностью народов России.
Зрители посмотрели на широком экране 14 фильмов. Это были работы режиссеров из Якутии, Кабардино-Балкарии, Алтая, Чечни, Татарстана. Фильмы транслировались на языке оригинала с русскими субтитрами. Национальные фильмы символичны. Именно поэтому они неоднозначны. Каждый человек видит в них свой смысл.
На пятый день этнического кинопоказа были показаны алтайская кинолента «Трико» и «Белый день» якутского производства. Народы Алтая и Якутии чтят культ природы и предков. Именно на этих аспектах построены сюжеты обоих фильмов. Ситуации героев весьма драматичны.
Отношение человека к природе, обществу, вселенной, и наконец, самому себе – эти понятия формируются в человеке издревле. Почитанием окружающего мира проникнута вся жизнь алтайского народа. Связь с природой отражена в верованиях и представлениях. Древние предки алтайцев освоили мир на уровне поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком - об этом свидетельствуют обычаи и ритуалы: поклонение небу, почитание объектов природы – гор, рек, озёр, деревьев.
Фильм «Трико» Михаила Кулунакова снимался в Шебалинском районе республики Алтай в селе Каспа. Животные, люди и природа создают национальный колорит фильма. Дети почитают алтайские традиции, они смотрят, как родители пытаются оседлать дикого коня и сами учатся этому непростому делу. По сюжету, во время прогулки на лоне природы отец падает с лошади, но скрывает боль от сына. Он лишь дает ему наставление оседлать коня, будучи уверенным в способностях и силах своего сына. Мальчик знает, как это непросто, порой опасно, но бесстрашно берется за узду.
В якутском фильме «Белый день» режиссер Михаил Лукачевский поднимает вечную философскую дилемму – отношение к жизни и смерти. Во время поездки по пустынному полю машина выходит из строя и люди остаются один на один с природой. В жизни все закономерно: до этого водитель не останавливается, чтоб подвезти пожилую женщину, бумерангом равнодушие возвращается в сюжетной линии – люди пытаются спастись от холодной смерти. Мальчик отправляется на поиски помощи, чтобы спасти жизни попутчиков. В игру снова вступает матушка-природа, которая и решает, кому выжить. Главный герой неотступно идет к цели – спасению людей. В этом ему помогает сила духов и вера в жизнь. Истории, подобные этой, происходят в суровой, морозной Якутии регулярно.
Кинокартины отличаются немногословностью. Режиссеры намеренно использовали этот прием, чтобы дать возможность зрителю осмыслить некоторые вещи, часто скрытые в повседневной жизни.
Юлия Ившина, студентка Школы межэтнической журналистики в Ижевске
Светлана Ложкина, студентка Школы межэтнической журналистики в Ижевске