Куда прикатится Ток-Чок

   Куда прикатится Ток-Чок

«Вместе мы одна Россия!» - так назывался  фестиваль народных культур, который прошел в Центре кумандинской культуры села Красногорское.

Люди-лебеди

Здесь живут кумандинцы – коренной малочисленный народ. Их еще называют «северные алтайцы», или «люди-лебеди».  Такой фестиваль проводится ежегодно.  На этот раз его провели студенты Бийского  педагогического  колледжа. Здесь  ежегодно обучаются    студенты – представители  разных народов  – алтайцы, кумандинцы, тувинцы, хакасы, немцы.  Учитывая значимость сохранения и поддержания культуры коренных народов России, студенты  и преподаватели уделяют большое внимание этому направлению.

Помогли студентами активисты  Алтайской региональной общественной организации  «Объединение кумандинцев Алтая».  Студентка колледжа Дарья Горохова провела мастер-класс «Кукла в национальном кумандинском костюме».  Дети познакомились с особенностями национальной одежды коренных жителей Алтая и попробовали создать свой собственный костюм с национальным орнаментом. А студенты третьего  курса специальности  «Дошкольное образование»  вместе с выпускницей колледжа, а нынче студенткой АлтГУ  Мариной Низовской  в течение учебного года несколько раз  организовали для детей театрализованное представление в  и знакомили детей  с кумандинскими сказками, языком и традициями кумандинского народа.

В рамках фестиваля студенты  подготовили творческую выставку работ «Сказочный Алтай», созданную по мотивам кумандинских сказок и провели с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с. Красногорское творческие мастер-классы, связанные с историей кумандинского народа. Будущие педагоги как наставники не только сами прикоснулись к истории и культуре коренных народов Алтая, но и помогли детям окунуться в мир фольклора.

Не опускать руки

Марина Низовская сейчас учится в институте истории и международных отношений госуниверситета по направлению музееведение.  Она по маме кумандинка, по отцу – русская. Причем именно мама, Айшат Аминова,  создала в свое время общественную организацию кумандинцев  и привлекла дочь  к изучению языка, культуры  и традиций.  Она несколько лет выступала в детском  фольклорном коллективе «Чакаяк», ездили в Москву и другие города.  И теперь Марина всей душой хочет сохранить язык и самобытность своего народа. И это несмотря на то, что носителей языка все меньше: на Алтае кумандицев насчитывается чуть больше тысячи, из них сохранили язык несколько сот представителей старшего поколения. Он отступает под натиском ассимиляции и глобализации.  В окружении Марины много молодых кумандинок, но язык знают не более пяти человек.  Но Марина верит, что язык и культуру своего народа можно сохранить, если заниматься с детьми – в детском саду, в школе. В яркой, интерактивной и доступной форме:

- Все возможно, были бы  учебные пособия. Именно для детей.  А также креатив и желание. Мы придумали и  провели с детьми интерактивную игру – перевели на кумандинский язык сказку «Колобок» (Ток-Чок). И к концу урока дети уже знали всех персонажей им умели считать по-кумандински до десяти.  Есть и другие задумки. Проблема многих национальных активистов в том, что они думают, будто государство им все даст. Но для этого должна быть база – нужно что-то делать и самим, ­- уверена Мирина Низовская.

Помнить предков

Марина недавно вернулась со Всемирного форума коренных малочисленных народов. Он прошел  в Мексике. Жительница Алтая увидела, что проблема сохранения культуры и   языков глобальна – многие уходят из обращения и умирают. Там, где от этноса осталось по  несколько десятков или даже сотен  человек.   Но также изучила успешные креативные практики сохранения традиционной культуры – например – один индеец из США создал индейскую школу. Есть и другие примеры.  Главное – действовать.

Они и действуют. Марина с подругами  помогает маме проводить   традиционный осенний праздник кумандинцев - «Коча-Кан». Это  мифическая личность, эротическое божество, олицетворяющее символ плодородия. Соответственно и  праздник посвящен  плодородию, ведь осенью хозяйки оценивают собранный урожай,  заготавливают припасы и запасы на долгую зиму.

 Участники исполняют  ряд традиционных ритуальных действий, чтобы  получить  благосклонность  со стороны духов, проводят  спортивные состязания, а также ходят по домам с  праздничными  угощениями  с национальными блюдами. Готовят напиток   для камлания духа Кочо-кана (брага (позо) из ячменя). И всё это в течение нескольких дней.

Важный момент праздника – хождение по домам по всему райцентру. Именно тогда, рассказывает Марина, и происходит популяризация кумандинской культуры и традиций.

И здесь Коча-Кан не просто эротическое божество с посохом , в халате и в маске из бересты, а ключевой  элемент фольклора и важный сигнал нам, современникам – храните опыт и культуру своего народа, изучайте язык, помните предков, уважайте старших и заботьтесь о них,  продолжайте свой род, воспитывайте детей, живите правильно  в гармонии с природой и с собой.

Татьяна Горохова

Фото Бийского педколледжа

4.10.2023