Куда прикатится Ток-Чок
«Вместе мы одна Россия!» - так назывался фестиваль народных культур, который прошел в Центре кумандинской культуры села Красногорское.
Люди-лебеди
Здесь живут кумандинцы – коренной малочисленный народ. Их еще называют «северные алтайцы», или «люди-лебеди». Такой фестиваль проводится ежегодно. На этот раз его провели студенты Бийского педагогического колледжа. Здесь ежегодно обучаются студенты – представители разных народов – алтайцы, кумандинцы, тувинцы, хакасы, немцы. Учитывая значимость сохранения и поддержания культуры коренных народов России, студенты и преподаватели уделяют большое внимание этому направлению.
Помогли студентами активисты Алтайской региональной общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая». Студентка колледжа Дарья Горохова провела мастер-класс «Кукла в национальном кумандинском костюме». Дети познакомились с особенностями национальной одежды коренных жителей Алтая и попробовали создать свой собственный костюм с национальным орнаментом. А студенты третьего курса специальности «Дошкольное образование» вместе с выпускницей колледжа, а нынче студенткой АлтГУ Мариной Низовской в течение учебного года несколько раз организовали для детей театрализованное представление в и знакомили детей с кумандинскими сказками, языком и традициями кумандинского народа.
В рамках фестиваля студенты подготовили творческую выставку работ «Сказочный Алтай», созданную по мотивам кумандинских сказок и провели с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с. Красногорское творческие мастер-классы, связанные с историей кумандинского народа. Будущие педагоги как наставники не только сами прикоснулись к истории и культуре коренных народов Алтая, но и помогли детям окунуться в мир фольклора.
Не опускать руки
Марина Низовская сейчас учится в институте истории и международных отношений госуниверситета по направлению музееведение. Она по маме кумандинка, по отцу – русская. Причем именно мама, Айшат Аминова, создала в свое время общественную организацию кумандинцев и привлекла дочь к изучению языка, культуры и традиций. Она несколько лет выступала в детском фольклорном коллективе «Чакаяк», ездили в Москву и другие города. И теперь Марина всей душой хочет сохранить язык и самобытность своего народа. И это несмотря на то, что носителей языка все меньше: на Алтае кумандицев насчитывается чуть больше тысячи, из них сохранили язык несколько сот представителей старшего поколения. Он отступает под натиском ассимиляции и глобализации. В окружении Марины много молодых кумандинок, но язык знают не более пяти человек. Но Марина верит, что язык и культуру своего народа можно сохранить, если заниматься с детьми – в детском саду, в школе. В яркой, интерактивной и доступной форме:
- Все возможно, были бы учебные пособия. Именно для детей. А также креатив и желание. Мы придумали и провели с детьми интерактивную игру – перевели на кумандинский язык сказку «Колобок» (Ток-Чок). И к концу урока дети уже знали всех персонажей им умели считать по-кумандински до десяти. Есть и другие задумки. Проблема многих национальных активистов в том, что они думают, будто государство им все даст. Но для этого должна быть база – нужно что-то делать и самим, - уверена Мирина Низовская.
Помнить предков
Марина недавно вернулась со Всемирного форума коренных малочисленных народов. Он прошел в Мексике. Жительница Алтая увидела, что проблема сохранения культуры и языков глобальна – многие уходят из обращения и умирают. Там, где от этноса осталось по несколько десятков или даже сотен человек. Но также изучила успешные креативные практики сохранения традиционной культуры – например – один индеец из США создал индейскую школу. Есть и другие примеры. Главное – действовать.
Они и действуют. Марина с подругами помогает маме проводить традиционный осенний праздник кумандинцев - «Коча-Кан». Это мифическая личность, эротическое божество, олицетворяющее символ плодородия. Соответственно и праздник посвящен плодородию, ведь осенью хозяйки оценивают собранный урожай, заготавливают припасы и запасы на долгую зиму.
Участники исполняют ряд традиционных ритуальных действий, чтобы получить благосклонность со стороны духов, проводят спортивные состязания, а также ходят по домам с праздничными угощениями с национальными блюдами. Готовят напиток для камлания духа Кочо-кана (брага (позо) из ячменя). И всё это в течение нескольких дней.
Важный момент праздника – хождение по домам по всему райцентру. Именно тогда, рассказывает Марина, и происходит популяризация кумандинской культуры и традиций.
И здесь Коча-Кан не просто эротическое божество с посохом , в халате и в маске из бересты, а ключевой элемент фольклора и важный сигнал нам, современникам – храните опыт и культуру своего народа, изучайте язык, помните предков, уважайте старших и заботьтесь о них, продолжайте свой род, воспитывайте детей, живите правильно в гармонии с природой и с собой.
Татьяна Горохова
Фото Бийского педколледжа
4.10.2023