"Как определить национальность кота?" – задумались студенты на первом занятии ШМЖ в Липецке

"Как определить национальность кота?" – задумались студенты на первом занятии ШМЖ в Липецке

 

В Липецке возобновило свою работу отделение Школы межэтнической журналистики. Регион принимает участие во Всероссийском наставническом проекте, который инициировала Гильдия межэтнической журналистики, с 2020 года. В других регионах азам межэтнической журналистики стали обучать с 2015 года.

Липецкий куратор Наталья Горяинова (главный редактор городской газеты «Первый номер») выпустила 2 курса студентов ШМЖ. В прошлом году набор был временно приостановлен. В этом – 2023 году – активная работа Школы межэтнической журналистики в Липецке возобновилась. Куратором этого года стала Елена Мамцева (главный редактор сайта «Открытый Липецк»). Офлайн-локация не изменилась – редакция газеты и сайта на улице Плеханова. Новшество ШМЖ последних двух лет – гибридный формат обучения. Часть студентов может прослушивать лекции в режиме онлайн с помощью видеосвязи.

Именно этот гибридный формат будет активно использоваться в ходе двухнедельного курса обучения в рамках регионального модуля в Липецке. Часть студентов отделения Школы межэтнической журналистики по Центральному федеральному округу, базирующейся в городе с липой на гербе, это местные ребята. Другая группа – студенты Марийского государственного университета, специализирующиеся на журналистике. В Йошкар-Оле нет своего отделения ШМЖ, поэтому желающие обучаться ребята получат возможность участвовать в проекте в удалённом формате.

30 сентября состоялась первая лекция.

Немногочисленная по составу слушателей: четверо офлайн-студентов и один онлайн. Поэтому о каждом можно рассказать чуть подробнее. Двое – студентки филологического факультета местного педагогического университета 2 и 5 курса.

Та, что помладше – Анна Зайцева – видит себя в будущем именно журналистом, а не школьным учителем. Практикуется уже сейчас – в роли главного редактора университетской газеты «Кубус». В качестве автора-волонтёра помогает приютам сочинять умилительные тексты о животных, способствуя поиску хозяев для «бездомышей».

Студентка выпускного курса Ксения Ермакова практикуется в городских СМИ. Сейчас сотрудничает с муниципальной газетой «Первый номер» в Липецке, пробует себя и в жанре интервью, и в репортаже, и в аналитических материалах. Планирует стать корреспондентом газеты после окончания вуза. Но не оставляет желания и попробовать свои журналистские навыки в другом типе СМИ – на телевидении.

Зинаида Алиева психолог по образованию. Работая по профессии, стала заниматься и смежными делами, в частности, написанием различных текстов – для сайта и соцсетей. В определённый момент всерьёз заинтересовалась ремеслом пишущего человека. И стала стажироваться в роли корреспондента на информационном сайте. Зинаида и пишет тексты, и снимает репортажные видео. Межэтническая тематика ей близка по происхождению – она имеет и русские, и украинские, и дагестанские корни (лакцы, даргинцы). Зинаида на первом же занятии ШМЖ определилась, что напишет материал о своих народах.

Олег Тарасенко – экономист. В Школу межэтнической журналистики его привела жажда знаний и активная гражданская позиция. Олег – хорошо пишущий человек, который хотел бы попробовать себя в новой сфере. Но с отсылкой на своё основное экономическое образование. К примеру, его сразу заинтересовала информация о том, что в рамках следующего нашего занятия приглашённым спикером будет сотрудник местного отделения Центробанка.

Нашим единственным онлайн-слушателем в этот день стал Артём Зелюкин из Долгоруковского района. Он – журналист, редактор отдела районной газеты «Сельские зори». А также фотограф, видеооператор, путешественник, автор видеопроекта «Между строк». Иными словами, действующий и очень плодовитый специалист. Но, что очень важно, Артём, что называется, не «словил звезду». Он готов приобщиться к опыту коллег, не гнушается побыть в одном ряду со студентами и познакомиться с более узкой межэтнической тематикой. Здорово, что видеосвязь помогает ему участвовать в обучении онлайн, ведь путь от села Долгоруково до города Липецка на машине занимает около 2,5 часов.

Другие липецкие студенты пропустили лекцию по различным объективным причинам, поэтому прослушают нашу беседу в записи. А группа студентов из Йошкар-Олы пропустила нашу первую встречу из-за местного мероприятия – ребята большой группой отправились на весь день, как принято говорить у журналистов, «в поля». Они участвуют во Всероссийском проекте «Дороги памяти». Обещали прислать тексты, фото и видео из поездки. А первая отдельная мини-лекция с марийцами (имею в виду место их жительства, а не национальность, конечно же) у нас намечена на 3 октября.

Сегодня же мы познакомились друг с другом малой группой. Зато душевно – за чаем из местных трав с сушками и пряниками. Словом, по традициям самой многочисленной группы нашей моноэтнической Липецкой области национальности – русских. Первая лекция касалась как раз этнокультурного многообразия Российской Федерации и, в частности, нашего региона. В Липецкой области, по последним данным, проживает более 130 разных национальностей и народностей.  Чтобы обстоятельнее углубиться в тему, для самостоятельного ознакомления был рекомендован труд учёных ЛГПУ имени Семёнова-Тян-Шанского, которые создали при поддержке регионального отделения «Ассамблеи народов России», «Этнографический атлас Липецкой области». В книге красочно и доступно рассказано о 15 самых многочисленных этносах, их культуре и традициях.

Кроме того, обсудили формат обучения и требования к студентам по практическим работам. Наметили возможные темы для журналистских материалов. И подискутировали на тему «Особенности освещения межэтнических тем в СМИ». Нашим неизменным слушателем был и редакционный кот Пуф. В какой-то момент мы задались вопросом: «А какой же национальности он?».

– Русский, конечно! Какой же ещё?!! – сказала студентка Анна Зайцева.

Фото 7

– А вот это спорно, – отвечаю ей. – Ведь в нашей стране законодательно закреплено самоопределение своей национальности. А как же кот нам расскажет, кем он себя ощущает?

Речь идёт о статье 26 пункт 1 Конституции РФ. Дословно она гласит:

«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

Из закона вытекает и то, что у, положим, кота ещё нужно испросить разрешения к «определению и указанию» национальности. А то, вдруг, он не хочет? Так на шуточных примерах мы и старались понимать суть существующих проблем, а также развенчать некоторые мифы и оспаривать стереотипы. Обсудили ошибки коллег, которые нам – прошедшим курс межэтнической журналистики специалистам – допускать ни в коем случае не стоит.

Напоследок порассуждали над вопросом «Нужны ли специальные знания и навыки журналисту, пишущему на межэтнические темы?». Единогласно решили, что нужны. Прежде всего, чтобы владеть терминологией, чтобы отличать межэтнические конфликты от «бытовых», чтобы в совершенстве овладеть манерой общения и письма, не способной кого-либо обидеть или дискредитировать.

После окончания лекции мы не разошлись, а проговорили ещё больше часа, как о межэтнической тематике в СМИ, так и о журналистике, в целом. Есть ощущение, что «первый блин» вышел далеко не комом. Надеемся, что также будет и с первыми практическими работами студентов ШМЖ.

Елена Мамцева
Фото: автора и из личных архивов студентов

30.09.2023