Дать волшебству случиться
С чего начинается Северная Осетия? С какого момента турист знакомится с нашей республикой? Только приземлившись на самолете в аэропорту «Владикавказ» или заселившись в отель с видом на Столовую гору? Может, когда идет на экскурсию по проспекту Мира или едет на джипе по ущельям?
Развивать внутренний туризм – задача не из легких. Но уже который год Северная Осетия показывает в этом направлении отличный результат. Это видно по анализу пассажиропотока в республику, по распроданным турам и многочисленным отзывам, которые наши гости оставляют в гостиницах, по широкому выбору гидов на сайтах турагентств и даже лично нам, жителям маленькой, но гостеприимной Алании.
Экскурсии – это хорошо, джип-туры – ещё лучше. Но нашей республике, на мой взгляд, не хватает событийного туризма, над развитием которого сегодня активно трудятся профильные ведомства – Комитет по туризму и Фонд развития туризма РСО-Алании. Окунуть гостя в традиции так, чтобы он не захлебнулся, а посмотрел, потрогал, попробовал, так сказать, прочувствовал дух нашего народа и особенности нашей культуры. Событийный туризм как раз и даёт такую возможность.
Перенесемся на проспект Мира – архитектурное наследие нашей республики. Всемирный день туризма здесь, перед зданием Национального музея РСО-А, отметили с размахом: песни, танцы, кухня, продукция местных производителей и самое главное – традиционное осетинское гостеприимство. Глаза разбегались у лавок местных ремесленников. Все было интересно: из чего делает чай компания «Баркад», откуда берёт сырье косметическая компания «Лето», как работают мастера с кожей, из каких сплавов сделаны этно-ювелирные изделия и как шьют шёлковые платки в Осетии.
Плавным движением руки сетчатая вязка, расшитая национальным орнаментом, превращается в традиционную осетинскую косынку. Шелковый платок для наших предков являлся не только головным убором, но и своеобразным талисманом, где каждый символ и узор имеет своё значение.
Сегодня такой платок не носят ежедневно, но наши невесты облачаются в него на свадьбах, а жители и гости республики радостно преподносят его в дар близким. Узнать тонкости техники плетения такой косынки можно было на мастер-классе. Так, во Всемирный день туризма перед Национальным музеем на ярмарке-выставке можно было не только посмотреть и купить сувенир, но и сделать что-то самому.
На выставке в тот осенний день в глаза бросалась надпись «Лето». То был стенд косметической компании. Все полезные травы гор Осетии уместились в мыло, крема, сыворотки, гели, масла и прочие продукты . Дора Чехова заказывала натуральную косметику из Индии. Но как-то её осенило, что горы Осетии богаты необходимым сырьем. Сначала варили мыло для себя, затем для друзей, а после защиты проекта на Машуке, развилось производство. Теперь, открыв баночку крема для рук, мы слышим тонкие ароматы горных склонов: шалфей, душица, лаванда.
Пока молодые девушки примеряли на себя традиционный осетинский наряд – разгӕмттӕ, мужчины почувствовали себя осетинскими богатырями, опробовав свои силы в современном мечевом бою. Спортивный клуб «Аскалон» – частый гость на таких мероприятиях. Опытные тренеры с радостью разворачивают свою площадку и раскрывают технику благородного спорта. Таким образом, и взрослые, и дети примерили «доспехи» и почувствовали себя рыцарями.
Собрать всех лучших ремесленников в культурном центре Владикавказа, познакомить их с гостями республики и дать волшебству случиться. Туристы знакомятся с историей, техникой создания традиционных предметов осетинского быта, пробуют национальную кухню. И всё это быстро и качественно. Кожаные, деревянные и ювелирные изделья, горный чай, домашнее варенье, пряники, сыр и пироги – эти привычные всем слова звучат в каждом регионе по-своему.
Агунда Гобозова
30.09.2023