Бес Ата – святые старцы

Бес Ата – святые старцы

У могил праотцов верующие читают молитвы и просят о сокровенном. Святые аулия слышат истинные желания сердца и по воле Всевышнего помогают в их исполнении. Расскажем о «пяти отцах», особо почитаемых в святцах.

Народный певец и целитель Туктыбай-ата

Мавзолей Туктыбая-ата отличается от других. Он представляет собой большой стеклянный купол, вся гробница выполнена в похожем на футуристический стиле. А расположен недалеко от села Узынагаш в Казахстане.

Почитаемый предок был целителем, изгонял злых духов и лечил людей, играя на кобызе - национальном струнном смычковым музыкальном инструменте. Жил он с 1700 по 1781 год. Его образ окутывает много легенд, одна из них гласит, что во время целительства присутствующие наблюдали видение красного тигра.

По преданию Туктыбай обладал даром создавать квантово-волновое поле при помощи игры на кобызе. Играя, он заживлял раны, излечивал воспаления и различные заболевания. Будучи подростком он вылечил дочь местного правителя и с тех пор его прозвали «мальчик-лекарь».

К нему обращаются с разными просьбами, в основном молят о здоровье.

Свидетель двух эпох - Жамбыл-ата

Джамбул или Жамбыл-ата тоже удостоился особой памяти. Его мавзолей является частью архитектурно-культового комплекса «Исмаил-ата» и находится на старинном кладбище поселения Турбат. А сад вокруг сине-белого мазара выращен при жизни самим святым.

Он родился в 1846 году в семье кочевника. С ранних лет начал учиться играть на домбре, а в 14 лет ушел из дома, став акыном - народным поэтом-импровизатором. Этому искусству Жамбыл учился у Суйнбая-ата, о котором расскажем немного позже.
В возрасте 70 лет поэт забросил домбру, но события Октябрьской революции 1917 года дали ему творческий подъем. Его песни славили жизнь. А в годы Великой Отечественной войны в стране звучали произведение Джамбула «Ленинградцы, дети мои!» и другие. По словам потомков, его мавзолей был построен блокадниками в благодарность за то, что своими песнями он вселял в них веру в победу.
Акын умер в 1945 году, не дожив до 100 лет несколько месяцев. Он увидел две эпохи.

По словам верующих, Жамбыл наделяет поэтическим даром. Также к нему обращаются за помощью в обретении знаний и учебе.

Отважный воин Кайназар-ата

Мавзолей военачальника расположен на холме. Полководец Кайназар жил в 1850-1913 годах.
Святой был правой рукой правителя Сарыбая. Старожилы говорили, что это был строгий, справедливый и бесстрашный человек.

Не робел и верил в свободу и равенство, дарованные высшими силами каждому. Твердый характером Кайназар отличался любовью к природе. В своем ауле посадил много деревьев, которые и сегодня от дороги до мазара и вокруг него стоят стеной.

В молитвах старца просят об излечении недугов.

Поэт и мудрец Суйнбай-ата

Постройка из красного кирпича стоит на высоком холме в селе Каракыстак недалеко от Алматы. Внутри мазара много света, в середине стоит надгробие в форме домбры. Там захоронен учитель Жамбыл-ата, известный степной поэт и сторонник справедливости Суйнбай-ата, живший в 1815-1898 гг. Он был виртуозом в игре на домре и обладал даром красноречия. Писал поэмы, посвященные богатырям, обнародовал правду о событиях в своих произведениях, заступался за обездоленных.

Многие поэты того времени мечтали, чтобы домбра великого акына досталась им по наследству. Но он передал инструмент любимому ученику Жамбылу, в котором уже с ранних лет видел продолжателя своего творчества.
К мазару Суйнбай-ата приходят с молитвами об исцелении детей, просят о сердечных делах и обретении семейного счастья.

Воин справедливости Сарыбай би-ата

К мазару полковника и реформатора Сарыбая по сей день спешат с просьбами о помощи в разрешении проблем с документами и законом. Мудрец жил с 1812 по 1890 год. С юного возраста мечтал о независимости для своего народа, участвовал во многих сражениях. Его уважали за честность и справедливость. В спорах он отличался особой выдержкой. Мирными переговорами разрешал междоусобные войны.

«Вечная невеста» Айша-Биби-ана и Бабаджа-хатун

Кроме «пяти отцов» особо почитается Айша. Ее мавзолей расположен в одноименном селе и является памятником архитектуры. Он имеет четырехугольную форму с коническим куполом и украшен множеством узоров.

По преданию Айша была дочерью знатного богача. Девушка полюбила Карахана, который был не из знатного рода. Ее отец запретил выходить замуж за него. Но девушка решила сбежать вместе со своей няней Бабаджа-хатун, тогда отец проклял ее, сказав «шесть рек ты перейдешь, а на седьмой погибнешь, не дойдя до своего возлюбленного». Так и случилось, остановившуюся у седьмой реки Айшу укусила ядовитая змея. Чувствуя скорую смерть, она отправила весточку Карахану. Он, взяв с собой имама, священника в исламе, поехал к Айше. Только успев закончить обряда бракосочетания, девушка уже будучи женой умерла на руках у молодого правителя.

Карахан дал указ на месте ее смерти построить мавзолей, за которым до конца жизни преданно присматривала и ухаживала няня Айши - Бабаджа-хатун. После ее смерти в 20 метрах поставили мазар и ей в знак уважения и признания верной службы «вечной невесте».

У Айши просят женского счастья, благополучного замужества и материнства.

В Казахстане еще есть озеро Айша-Биби-ана. Вода в нем считается целебной из-за насыщенности огромным количеством полезных веществ и минералов. Есть легенда о том, что, обнаружив озеро, кто-то из местных жителей решил брать деньги за посещение и купание. Святое озеро в скором времени исчезло, будто его и не было. Когда доход иссяк местные оставили источник. Спустя время водоем снова наполнился чистейшей водой.

Паломники по сей день приезжают окунуться в святом источнике, молясь об очищении души и здоровье.

Наталья Кокина

Фото автора и stylishbag.ru

27/09/2023