"Без мамы я никуда не пойду"
Метельный праздничный вечер последнего воскресенья ноября. Каждый уже успел поздравить свою маму с Днём матери. А я пришёл к матери двоих детей, не только для того чтобы поздравить её с праздником, но и для того, чтобы спросить у неё, как уберечь всех на свете матерей и всех на свете детей от гибели.
Людмила Мироновна Максимовская не просто чья-то мама, не просто краевед с большой буквы. Она – тот человек, который прервал заговор молчания о трагедии еврейского населения в городе Невеле в годы Великой Отечественной войны. Она первая начала писать статьи и книги про эти события.
«Вот ты живёшь не земле, - говорит она. – Окончил вуз, начал работать… Вот у тебя уже семья… А потом наступает момент, когда у каждого человека вдруг возникает мысль: «А что было до меня?» То есть, возникает диалог с прошлым. И в этой беседе участвует много людей. Вот как сейчас у нас с тобой. Когда мы с тобой говорим о трагедии невельских евреев в годы Великой Отечественной войны, кроме нас в этом разговоре участвуют все, кто писал и говорил о «Голубой даче», твои школьные учителя, твои и мои родители, мои родственники и соплеменники… Сколько мы насчитали человек? Восемь? Вот все эти восемь человек и сидят сейчас вместе с нами за одним столом».
«Голубая дача» – страшное место. Фашисты сгоняли туда еврейское население города Невеля, чтобы уничтожить. Там они отбирали детей у матерей, там они издевались над женщинами и стариками. Они не щадили ни новорожденных малышей, ни немощных старух. Всего там было замучено и убито более 2000 невельчан.
С каждым годом мы узнаём всё больше и больше ужасающих подробностей этой трагедии.
«Там убиты родная сестра моей бабушки Зинаида Шапира с сыновьями Хаимом и Менделем, которые могли бы быть моими дядями, - рассказывает Людмила Мироновна. –14-летний Хаимка погиб так: с семьей моей бабушки они уже двигались прочь из Невеля. Но Хаим сказал, что без мамы он никуда не пойдет, а мама вместе со старшим сыном Менделем была уже схвачена. Так Хаимка попал в гетто, и позже их всех расстреляли».
- А почему после войны жители города Невеля предпочитали молчать об этой трагедии? – спросил я у Людмилы Мироновны.
- Потому что еврейская тема долго была под запретом. В Советском Союзе антисемитизм какое-то время культивировался даже на государственном уровне. А уж про бытовой антисемитизм и говорить нечего. Соответственно, люди на местах даже про геноцид евреев по время Великой Отечественной войны предпочитали помалкивать, потому что любое лишнее слово об этом могло вызвать непонятно какую реакцию у властей…
«Самым главным для меня было найти тон повествования о том, что произошло на «Голубой даче». Я выбрала объективированную манеру, то есть как автор полностью удалилась из текстов», - объясняет Людмила Мироновна.
Первая её книга, где было написано про «Голубую дачу», была издана в 1993 году и называлась «Невельская старина».
«Тогда люди поняли – сказано вслух, значит, не запрещено. Значит, о «Голубой даче» можно говорить. И тут потихонечку начали раскручиваться жернова беспамятства. Люди начали изучать, исследовать и открывать для себя страшные исторические факты».
То есть, Людмила Мироновна Максимовская стала тем человеком, который не побоялся заговорить на эту тему и вступить в открытый диалог с обществом о событиях на «Голубой даче».
«Только в таком диалоге возможно взаимодействие и сосуществование народов, национальностей, миров, идей... – считает она. - В начале 20 века этот диалог был возможен. Люди могли общаться друг с другом, заключать договоры… А потом, при советской власти, возможность открыто обсуждать в обществе проблемы взаимодействия разных народов сузилась. А когда пришли фашисты, диалог на эту тему стал и вовсе невозможен. Фашистская идеология за такое убивала. В том числе русских, которые пытались помочь обречённым на уничтожение евреям или цыганам».
«Можем ли мы считать, что до конца прониклись горечью тех событий и до конца поняли причины, которые привели к трагедии «Голубой дачи»? – спрашивает Людмила Мироновна, - Я думаю, пока ещё нет. Масштаб этой трагедии огромен. Ведь кроме тех людей, которых фашисты там уничтожили, мы не досчитались ещё больше евреев в последующих поколениях. Только представь себе, сколько там было загублено талантов, способностей, молодых жизней и ещё не рождённых людей, которые, быть может, стали бы великими изобретателями или выдающимися деятелями искусств! То есть, количество потерь можно смело умножать на три».
- Что нужно делать, чтобы такие страшные зверства никогда не повторились?
- Только одно – не прекращать диалог, - утверждает Людмила Мироновна. - То есть, снимать фильмы, писать статьи, устраивать выставки и разговаривать на эту тему с детьми. Нужно говорить – это единственный способ не просто помнить о событиях, которые привели к гибели людей, но и постараться предотвратить их повторение!
Данила Гущин, фото автора
10.12.2022