От бассейна «Дружба» до баптистерия
Как менялась жизнь томских мормонов за последние 20 лет? Почему их окружает так много мифов?
Томской общине церкви Иисуса Христа Святых последних дней (так официально называются мормоны) в этом году исполняется 20 лет. Уже 12 лет в Томске у них есть собственное здание церкви. Однако немногие об этом знают, а если и слышали, то вряд ли лично знакомы с членами церкви, вряд ли открывали Книгу Мормона или слышали гимны из причастного зала. Лично я до того, как переступить порог их церкви — знала только один интересный факт, что наш главный мормон женат на кришнаитке. А разве так можно? С этим и другими вопросами я и отправилась в гости.
Я всю жизнь прожила в Томске, часто видела здание церкви, но не подозревала, что это религиозное сооружение. Ещё месяц назад впервые узнала о церкви Иисуса Христа. В это воскресное утро мы договорились встретиться с членами церкви в 10 утра. Я крещена в православной церкви и знаю, что без покрытой головы тебе скорее всего сделают замечание. Тут правила мне были не известны, но платок на всякий случай лежал в сумке. Перед тем как зайти, я позвонила сестре Неле, прихожанке церкви, с которой мы договорились о встрече. Оказалось, что здесь нет таких правил как в православной церкви. И я свободно зашла. Моими гидами была сестра Неля Денисова и президент Томского прихода Алексей Нартов.
— Я здесь с первого года, — рассказывает сестра Неля. — Сначала прихожане собирались в колледже культуры, но там мы могли собираться только по воскресеньям, потом стали арендовать второй этаж в другом здании, ну а в 2005 году удалось построить дом собраний.
— Почему вас называют мормонами?
— Мормонами нас называют потому что помимо Библии мы изучаем Книгу Мормона. Мормон, это один из пророков, по имени которого и названа книга.
— В чём суть мормонизма?
— Мормонизм — это неправильное название, мы церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Почему Иисуса Христа? Потому что мы верим в Иисуса Христа. Почему последних дней? Потому что мы верим, что уже настали те времена, когда приближается второе пришествие Иисуса Христа. У нас есть несколько священных писаний. Первое, конечно, Библия, второе это Книга Мормона. Очень много конфессий читают одну и ту же Библию, а верования абсолютно разные. В 14 лет американец Джозеф Смит заинтересовался, почему Библия одна, а конфессий много и все говорят «да мы лучше знаем, а остальные чего-то не понимают». Позже ему было явлено новое священное писание, так называемая книга Мормона. У нас есть такой замечательный пример: если в математике через одну точку можно построить много прямых, следовательно через Библию, если она одна, можно построить множество разных религиозных путей. Книга Мормона – это ещё одна точка, ещё одно свидетельство об Иисусе Христе, а уже через две точки можно провести только одну прямую, один религиозный путь.
— Какие условия должны соблюдать прихожане?
— Единственное требование — аккуратная одежда, потому что мы приходим поклоняться Богу. В церкви есть традиция: мужчины, носители священства, ходят в белых рубашках, это единственная рекомендация в одежде. У мормонов есть Слово Мудрости, явленное в 1833 году. В соответствии с ним мы не курим, не употребляем наркотиков, алкоголя и, хотя по этому поводу часто посторонние хихикают, мы не пьём чай и кофе. Главное, чтобы человек освободился от всего, что забивает голову и создает некие зависимости. У человека должен быть трезвый ум, чтобы прийти в церковь.
— Как устроена мормонская церковь?
— Существуют дома собраний (церкви), где в будни проходят различные мероприятия. Вы можете поиграть в настольные игры или обратиться в центр семейной истории, а по воскресеньям члены церкви встречаются в причастном зале и посещают воскресную школу. Храмы существенно отличаются от домов собраний (церквей). В Томске — церковь, а ближайший храм построен в Киеве в 2010 году. Храм считается «домом Господа», который могут посещать только достойные члены церкви, которые соблюдают основные принципы веры.
— На какие средства было построено здание церкви?
— Каждый член церкви ежемесячно платит десятину — это десятая часть от зарплаты. Она централизована по всем странам, общинам и миссиям. Конечно на десятину нашего прихода мы бы не построили такое здание. Новосибирская миссия, к которой мы территориально относимся, решала все проблемы, связанные с землёй и строительством. Не так уж всё просто было, но и больших проблем, запретов тоже не было. Конечно, нам не предоставили первый же понравившийся нам участок, но тем не менее не было какого-то противостояния.
— Ваши церкви везде выглядят одинаково?
— В Томске стандартный церковный проект, потому что в нашем распоряжении была пустая земля. В Красноярске и Барнауле церкви похожи, с небольшими нюансами. В Новосибирске и в Москве церкви имеют отличия, потому что расположились в уже готовых зданиях, то есть в приспособленных помещениях. Внутренняя организация помещения примерно одинаковая везде. Есть классы, причастный зал, библиотека, детская комната, кухня. Человек может прийти на уроки, пообщаться, пригласить на свой день рождения, но, конечно же, без алкоголя. Например, у моей дочери здесь была свадьба. Регистрация была в Москве, потом мы поехали в Финляндию, потому что в Киеве еще не было храма, там было запечатывание брака. А браки у мормонов можно заключать только в Храме. Позже они приехали жить в Томск и мы устроили свадьбу. К нам пришли певцы из колледжа культуры, меня вывозили в большом торте, где зять находил тёщу, то есть всё было, как мы хотели.
— Существует мнение, что мормоны практикуют многоженство, так ли это?
— Это было в период, когда члены церкви преследовались и им приходилось бежать из развитых штатов Америки на Запад. На дикой территории женщин оказалось гораздо больше чем мужчин. Полигамия —это не 40 жён под красным одеялом, это просто то, что позволило им выжить, мужчины обеспечивали семью, женщины разделяли обязанности и даже получали медицинское образование.
Президент прихода Алексей Нартов, тот самый, что женат на кришнаитке, добавляет относительно возможности межконфессиональных браков:
— Это личное решение каждого человека, никто ваш выбор не контролирует. Мы призываем, конечно, чтобы были единоверцы. Тогда снимаются многие вопросы. Я иду в воскресенье в церковь, а жена остается дома, дети смотрят, а почему папа там, а мама тут. Мы начинаем молиться, но либо муж, либо жена не поддерживают эту молитву. Возникают такие бытовые духовные проблемы. А когда люди одной веры — это гораздо проще. У меня жена другой конфессии, да, иногда возникает недопонимание. Но в нашей церкви признается свобода выбора, наш Небесный Отец не заставляет нас делать то или другое. Мы приходим сюда учиться делать правильный выбор. Если мы делаем порой неправильный выбор, за это получаем некие последствия, но это не потому что Бог нас как-то карает. Да, мы считаем свою религию правильной, но если у вас есть своё собственное мнение, вы можете ему следовать. Моя жена исповедует вайшнавизм, это индийское учение. Вайшнавизм и христианство — это далёкие друг от друга религии, но если покопаться поглубже, собственно идеи одни и те же. Есть некое существо, от которого мы произошли, от которого мы зависим, наша задача учиться следовать этому высшему существу. Если мы живём по этим принципам, мы получаем благословение, мы становимся прежде всего сами духовней и лучше, полезней для общества, для тех людей, которые нас окружают. Ну а форму верования человек выбирает сам. У меня дочь и сын. Дочь у меня член нашей церкви, замуж вышла за члена церкви, у них семья, запечатанная в Храме, и дети родились в завете. А вот сын не придерживается никаких религиозных взглядов.
— У меня тоже необычная ситуация сложилась в семье, — продолжает разговор Неля Денисова. — В мой дом миссионеров привел мой неверующий муж. Я тогда сказала «Зачем? Я не ждала и не искала этого», а он мне ответил «Вот придут, им об этом и скажешь». Когда к нам пришли две миссионерки: одна из Америки, другая из Германии, я действительно была настроена на то, чтобы сказать им нет, но что-то меня остановило... и я выслушала их. Сейчас я понимаю, что почувствовала любовь Бога к себе и не смогла её отвергнуть. Это был 1997 год, церковь находилась в здании Колледжа культуры. Мы всей семьёй, наши дети и мой муж пошли туда в воскресенье. Мой муж уникальный случай, именно он привёл в наш дом миссионеров, но сам до сих пор так и не крестился. Он никогда не был против, чтобы дети ходили в церковь, и сам ходил с нами. Сегодня он живёт по всем Евангельским принципам. Он перестал курить, перестал употреблять алкоголь, даже на его дружеских банных встречах. Он не пьёт чай и кофе. Он как и все члены церкви платит десятину, хотя не обязан это делать. Я понимаю, что он верующий человек, потому что люди без веры так кардинально не меняют свою жизнь, но он просто пока сам это не осознает.
— Что же касается многоженства, то среди мормонов оно действительно практиковалось, рассказывает Алексей Нартов. Это было давно, в девятнадцатом веке. Данная практика прекращена уже более ста двадцати лет назад, в 1890-м году. Было откровение, полученное руководителями Церкви, что эта практика должна быть прекращена. Сейчас в Церкви особо подчеркивается, что заключение полигамных браков противоречит воле Бога. Периодически в новостях мы слышим о группах людей, иногда называющих себя мормонами, практикующих многоженство. Эти люди никакого отношения к нам не имеют. Но путаницу создают.
— А как у вас проходит венчание, крещение, похороны?
— Сначала члены церкви должны заключить брак официально. Храмовый брак они могут заключить, если являются членами церкви более года и соблюдают все установленные у нас принципы. Отличие храмового брака от обычного: если официальный брак заключается на время жизни, то храмовый брак заключается не только на время земной жизни, но и на вечность. Мы верим, что любящие люди и даже их дети, могут продолжать своё совместное существование и в последующих жизнях.
— У нас очень большую роль играет семья. Мне однажды сказали «вы поклоняетесь семье», добавила сестра Неля. И продолжила рассказ. — Крещение должно быть осознанным. Мы крестим детей только с 8 лет, когда ребёнок уже более-менее осознаёт происходящее. До 8 лет ребенок посещает церковь по усмотрению родителей. Вообще дети до 18 лет не могут посещать церковь без официального разрешения родителей, если родители не члены церкви. Крещение происходит в баптистерии, человек надевает белую одежду и носитель священства полностью погружает его в воду. Я крестилась в бассейне «Дружба», когда еще не было этого здания, а сейчас у нас есть баптистерий. Хороним мы, придерживаясь национальных традиций, принятых в стране. Единственное отличие — мы освящаем могилу.
Обстановка церкви меня сильно удивила, коридоры и лестницы очень напоминают здание школы, даже уголок гражданской обороны на входе совсем как в школе. Час разговора с президентом Нартовым и сестрой Нелей пролетели быстро. В 11 часов члены церкви поспешили в причастный зал на богослужение. Собралось человек тридцать. Здесь высокие потолки и белые стены, много света и свежего воздуха. Я заметила несколько религиозных картин в коридорах. На каждом стуле лежит книга с Гимнами, которые члены церкви исполняют в начале и в конце богослужения. Каждый присутствующий принимает причастие в виде хлеба и воды, мне тоже предложили принять причастие. Во время богослужения по залу бегают девочки, видно, что они никому не доставляют неудобства, но мамы иногда усаживают их на стулья, и дети в нужный момент в один голос со всеми довольно кричат «аминь». Оказалось, что я попала на особенное причастное собрание, оно случается раз в месяц. Сегодня каждый мог подойти к трибуне и произнести свидетельство. (По-простому это выводы, которые человек сделал за этот месяц). Примерно в 12 часов прозвучал последний гимн и все разошлись по кабинетам, в одном разместились те, кто является членами церкви уже больше года. В другом классе началась воскресная школа для молодёжи от 12 до 18 лет. В игровой комнате играла девочка, особенно усердно кричавшая «аминь» в причастном зале...И было ощущение, что это не церковь, а просто место, где люди встречаются и общаются.
Студентка Школы межэтнической журналистики в Томске Валерия Бортник
Материал опубликован на сайте агентства ТВ2